Русский язык чередование гласных в корне слова. Что такое чередующиеся гласные в корне слова: правило и примеры. Правописание зависит от лексического значения
В корнях с чередующимися гласными е - и (бер/бир, пер/пир, мер/мир, дер/дир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит) буква и пишется тогда, когда после корня идет суффикс -а-. Например: собе рут - соби рают, заме реть - зами рать, отпе реть - отпи рать, подсте лить - подсти лать, бле стеть - бли стать, выже чь - выжи гать .
Исключения: сочетать, сочетание, чета .
II. Корни с чередованием а , я - им , ин
Правописание корней, в которых а, я чередуются с -им- , -ин- основано на том же принципе, что и чередование е - и . Сочетания -им- , -ин- пишутся тогда, когда после них идет суффикс -а- , например пожа ть - пожим ать , замя ть - замин ать , нача ть - начин ать.
III. Корни с чередованием о - а
- В корнях лож - лаг , кос - кас пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а- , например: поло жить - пола гать, ко снуться - ка саться.
- В корнях клон
- клан
, твар
- твор
, под ударением может быть и а
, и о
. (кла
няться - покло
н, тва
рь - тво
рчество)
, в безударном положении только о
, например: скло
нение, накло
нить, тво
рец
. Исключение: утва
рь
.
Буква о пишется в положении без ударения и в корне гар - гор , например: заго реть, заго рать, заго релый (под ударением - а : га рь, зага р ). Исключение: выга рки . - В корне зор - зар в безударном положении пишется буква а , например: зо ри - за ря, оза рять, оза рение . Исключение: зо рянка (птица).
- В корне плав - плов пишется буква а (пла вать, пла вучий, попла вок ); исключения составляют слова пло вец, пло вчиха , а также плы вуны .
- В корне раст, ращ - рос а пишется только перед согласными ст и щ , в остальных случаях пишется буква о , например: возра ст (но выро с, выро сла ), нара стание (но наро сли ), нара щение . Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от них слова, например: отраслевой, ростовский .
- В корне скак - скоч в безударном положении буква а обычно пишется перед к , а буква о - перед ч , например: ска кать - вско чить , подска кать - подско чить, выско чка . Исключения: ска чок, ска чу (1 л. ед. ч.), ска чи (повелительное наклонение).
- Написание а
и о
в корнях мак
- мок
, равн
- ровн
основано на различении смысла слов.
Корень мак пишется в словах, имеющих значение «погружать, опускать в жидкость», например: ма кать (руку в воду), обма кнуть ; корень мок пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость», например: сапоги промо кают , непромо каемый плащ .
Корень равн преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «равный, одинаковый, сходный», например: ра вносторонний треугольник , сра внить, все ра вно, ра вняться . Корень ровн преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный, гладкий, прямой», например: ро внять (дорожки), подро внять (клумбы), а также в словах уро вень, ро вня, ро весник, поро вну .
(5
оценок, среднее: 5,00
из 5
)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:
1) от суффикса, следующего за корнем;
2) от ударения;
3) от буквы, следующей за гласной;
4) от значения слова.
Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем
1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и -а-, в остальных случаях — е : зами рать — заме реть, сти рать — сте реть, бли стать — бле стеть .
Исключения: сочетать, сочетание, чета.
2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им- , если дальше следует суффикс -а- : заним ать — заня ть, сжим ать — сжа ть.
3. В корнях -кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях — о : ка са ться — ко снуться, предла га ть — предло жить
Написание гласных, зависящее от ударения
1. В корнях -гар- — -гор-
под ударением пишется а
, без ударения — о
: заг̀а̀
р — заго
ра̀ть
.
2. В корнях -зар- — -зор-
а
, под ударением пишутся а
или о
за
ря̀, за
рнѝца, но; зо̀
ри, за
̀рево.
Исключение: зо рева̀ть.
3. В корнях -клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о , под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: покло нѝться, кла ̀няться, покло ̀н; тво рѝть, тва рь, затво ̀р.
Исключение : у̀тва рь.
4. В корнях -плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пло вѐц, пловчиха . В остальных случаях пишется а : попла во̀к, пла внѝк, пла ву̀чий . В слове плы ву̀н пишется ы в соответствии с произношением.
Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной
1. В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ , в остальных случаях — о : ра ст и, сра щ ение, ро сла.
Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик, выро стковый, Ро стов, Ро стислав; отра сль.
2. В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к ; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.
Исключения: ска чок, ска чу.
Написание гласных, зависящее от значения слова
1. В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость» , о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть» : ма кать (хлеб в молоко); вымо кнуть (под дождем); промо кательная (бумага), промо кашка.
2. В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый» , о — со значением «ровный, прямой, гладкий »: сра внение, сра внивать; сро внять.
Исключения: ра внина; ро весник, поро вну, уро вень.
I. ПОВТОРЕНИЕ.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.
На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.
ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.
1-я группа
Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):
Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:
Зар я. В небе разгор аются зар ницы. На берегу гор ит костер. Ивы наклон ились над озар енной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплав ок.
2-я группа
Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:
раст
растение
выращены
Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас- !
3-я группа
Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:
Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание;
кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».
Исключения:
ра внина (это ро вное, а не ра вное чему-то место, но пишется -а- ).
Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно ),
уровень (отметка, ра вная какому-то значению),
поровну (на ра вные доли).
-мак- – -мок-
-скак- – -скоч-
Исключение: ска чок.
Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-, -скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу.
(На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:
1) В слове поставьте ударение;
2) выделите корень;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;
4) подчеркните гласную в корне.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание
Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.
Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.
Вариант II: осложненное списывание
Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.
Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.
Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.
Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.
Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит | ||||
от согласной в корне |
от наличия/отсутствия ударения |
от суффикса -а- после корня |
от лексического значения |
|
Заг_р | ||||
Р_внина | ||||
Прод_раться | ||||
Ср_внять | ||||
Р_стительность | ||||
Непром_каемый | ||||
З_ря | ||||
Обм_кнуть | ||||
Прик_сновение | ||||
Зап_реть | ||||
Заг_релый | ||||
Бл_стеть | ||||
Отр_сль | ||||
Подл_жить | ||||
Выр_щенный | ||||
Р_сток | ||||
К_сание |
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер , Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.
IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Вариант I
1. В каком слове пишется буква а ?
а) Заг_реть;
б) обг_ревший;
в) приг_реть;
г) выг_рки.
2. В каком слове пишется буква о ?
а) З_рница;
б) з_ревать;
г) з_рево.
3. о ?
а) Накл_ниться;
б) кл_няться;
в) покл_няться;
г) скл_нение.
4. В каких словах пишется буква а ?
а) Пл_вчиха;
б) попл_вок;
в) пл_вец;
г) пл_вуны;
д) жук-пл_вунец.
5. В каких словах пишется буква о ?
а) Вым_кнуть под дождем;
б) вым_кать в воде;
в) пром_кательная бумага;
г) вым_кать все чернила;
д) м_кать вареник в сметану.
6. В каких словах пишется буква а ?
а) Подр_внять;
б) р_внение;
в) р_внять (дорожки);
г) р_вномерный;
д) р_вновесие.
7. В каких словах пишется буква а ?
а) Оз_рять;
б) пл_вучий;
в) покл_ниться;
г) приг_реть;
д) подр_внять.
8. В каком ряду буква о пишется во всех словах?
а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить;
б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить:
в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться;
г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки;
д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать.
9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска?
а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку.
б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.
в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу.
г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга.
10. В каких словах пишется буква е ?
а) Поч_тать книгу;
б) подн_маться;
в) бл_стать;
г) подст_лить;
Вариант II (для старшеклассников)
1. В каких словах пишется буква а ?
а) Подр_стковый;
б) р_сток;
в) Р_стислав;
г) выр_стить;
д) нар_щение.
2. В каких словах пишется буква о ?
а) ск_кать;
б) выск_чка;
в) ск_чок;
д) подск_чить.
3. В каких словах пишется буква а ?
а) Предл_гать;
б) пол_жение;
в) прил_гательное;
г) предл_жение;
4. В каких словах пишется буква о ?
а) Прик_сновение;
в) к_сательная;
г) к_сание;
д) к_саться.
5. В каком слове пишется буква е ?
а) Соб_раться (в экспедицию);
б) ст_ральный порошок;
в) душеразд_рающий (крик);
г) ум_ротв_рение;
д) прот_реть (глаза).
6. В каком слове пишется буква е ?
а) Бл_стательный (дебют);
б) п_рующие (студенты);
в) зап_раться на ключ;
г) расст_лающийся туман;
д) бракосоч_тание.
7. В каких словах пишется буква о ?
а) Водор_сли;
б) выр_щенный;
в) к_снуться;
г) подск_чить;
д) распол_гаться.
8. В каких словах пишется буква и ?
а) Прод_рется (сквозь заросли);
б) выб_рите корень;
в) заж_гательная (речь);
г) (устойчивое) словосоч_тание;
д) прим_ряющий костюм.
9. В каком ряду буква а пишется во всех словах?
а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;
б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;
в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;
г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;
д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.
10. В каком ряду буква и пишется во всех словах?
а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;
б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;
в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;
г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;
д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.
11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.
б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.
в) Он долго выбирал поплавок и блисну.
г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.
д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
Т.В. РЕБЯЗИНА,
М.В. МИХЕЕВА,
школа № 171,
г. Москва
Чередование безударных гласных в корне - страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении. Они не подчинились общему правилу и пишутся по традиции. А что такое традиция языка? Это нормы правописания, которые стихийно сложились в те времена, когда правил орфографии ещё не было. Т.е., не имея правил, люди писали, кому как нравится, сложилась традиция написания одних слов с такой буквой, других слов с этим же корнем - с другой буквой. А когда правила начали составлять, слова эти решили оставить в том виде, к которому народ уж и привык. И теперь каждое поколение школьников расплачивается за то, что предыдущие поколения не пришлось переучивать. И это ещё не всё. Корней с чередованием становится всё больше и больше. Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается. Крепитесь, товарищи! Это всё вам придётся выучить.
Чередование в корне
Правило
Чередование А и О
Буква зависит от суффикса А
Чередуются: ка са /ко с, ла га/ло ж. Если после корней кос/кас, лаг/лож есть суффикс А, в корне пишется буква А: прика са ться - прико снуться, поло жить - пола гать. Запоминайте, как заклинание: каса-лага.
Буква зависит от соседней согласной
Корень лаг/лож попадает и в эту группу правил. А всегда пишется перед Г, О - перед Ж. Исключение: поло г. Это слово можно не считать исключением, т.к. значение корня уже сильно далеко от лаг/лож. В слове полог, скорее, действует уже полногласие .
В корне скак/скоч - перед К пишется А, перед Ч – О: скак áть – выскоч úть . Исключения: скачóк, скачý.
В корне рас(т)/ращ/рос - пишется А перед СТ и Щ; в остальных случаях пишется О: раст ение, наращ ение – выро сший, заро сли, поро сль. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов.
Буква зависит от ударения и его отсутствия
Это самая трудная часть правила. Потому что надо не запутаться, в каких корнях без ударения писать О, в каких - А.
Итак, во всех корнях под ударением пишем ту букву, какую слышим .
Без ударения А пишется в корнях зар, плав, пай (чередование зар/зор, плав/плов/плыв, пай/пой ): за рево - зо ри - за ря, припо й - па яльник.
Без ударения О пишется в корнях гор, клон, твор (чередования гор/гар, клон/кклан, твор/твар ): га рь - выго реть, скло н - кла няться.
Исключения: выга рки, изга рь, прига рь (маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утва рь, зо ревать, пло вец, пло вчиха. В разных пособиях по-разному пишут название птички: "зорянка" и "зарянка". По последним данным это слово всё-таки не является исключением.Буква зависит от смысла.
Здесь мы имеем самую немотивированную часть правила. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д. Но почему-то только две пары таких слов названы корнями с чередующейся гласной. Если у корней разные значения (пусть даже в чём-то близкие), значит, корни разные. А раз корни разные, при чём тут чередование? Но приведём эти правила в формулировке Розенталя .
" Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» : уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» : заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным)." Исключения: ра вняйсь! ра внение, ра вняться, ра внина.
" Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» : макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость» : вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ."
Чередование Е и И
Эти корни, к счастью, подчиняются одному принципу: если есть суффикс А - пишется И, иначе - пишется Е. Главное - запомнить корни, в которых существует такое чередование. Итак, запоминаем: бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит-
Исключения: соче та ть, соче та ние, проти рка, зади ра. Последние два исключения можно и не запоминать, т.к. буква в них находится под ударением, ошибиться невозможно.
Вот как выглядит это правило в своде 1956 года:
"Чередование и и е находим в следующих глаголах :
- сжигать - сжечь , выжигать - выжечь и т. п.;
- постилать - постелю , расстилать - расстелю и т. п.;
- раздирать - раздеру , удирать - удеру и т. п.;
- отпирать - отпереть , запирать - запереть и т. п.;
- стирать - стереть , растирать - растереть и т. п.;
- умирать - умереть , помирать - помереть , замирать - замереть и т. п.;
- избирать - изберу , прибирать - приберу и т. п.;
- вычитать - вычесть , прочитать - прочесть и т. п.;
- сидеть - сесть ;
- блистать - блестеть ."
Чередование Я и И
В чередованиях ня/ним тот же принцип: И пишется после суффикса А: уня ть - уни мать, обня ть - обни мать.
Примеры
Прика саться - прико сновение
Поло жить - пола гать
Тва рь - вытво рять
За ря - зо ри
Ска кать - выско чить
Ра стение - ро сток
Приго рать - га рь
Выми рать - уме реть
Отди рать - отде рёшь
Бли стать - бле стеть
Выти рать - выте реть
Упомя нуть - упоми нать
История правила
Первое правило, похожее на современные правила о чередованиях гласных, возникло у Грота и касалось правописания слов с корнем РОС/РАСТ/РАЩ
Эта информация, конечно, носит справочный характер и помогает понять причины явления. Однако вас волнует, естественно, другая проблема: как правильно писать слова, в которых встречается чередование звуков. Причём основные трудности касаются безударных гласных.
Обратите внимание на выражения «чередование звуков» и «корни с чередующимися гласными». Чувствуете разницу?
Разница в том, что мы от фонетического явления перемещаемся к орфографии, нам важно уметь писать буквы в корнях слов, где чередуются звуки [э] и [и], [а] и [о].
Вспомните, в каких позициях могут находиться эти гласные?
В сильной позиции – под ударением, в слабой – в безударном положении.
Почему написание гласных в слабой позиции вызывает трудности?
Гласные слышатся менее чётко, неясно.
Какой это гласный – проверяемый, непроверяемый, чередующийся?
Если он чередующийся, то к нему нельзя применить обычное правило проверки гласных через ударный звук и незачем подбирать проверочные слова.
Какие есть условия написания гласных в корнях с чередованием?
Для написания корней с чередованием нужно выяснить, какие гласные чередуются и в каком именно корне.
Перед нами выбор: написать буквы «е» или «и», «а» или «о».
Тип корня зависит 1) от суффикса -а-, следующего за корнем; 2) от места ударения в слове; 3) от согласного в корне слова; 4) от смысла.
Начнём с самого распространённого случая. Написания е–и в корнях глаголов. Условие для написания и – это суффикс -а- после корня.
Есть две группы таких корней:
в одной группе гласные всегда в безударном положении (избирать – изберу, изберёшь, избери; запирать – запереть, запер);
в другой – гласные то безударные, то ударные (расстилать – стелить – стелется; протирать – протереть – протёртый).
Рассуждаем так: прид..раться – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, есть суффикс -а-, значит, пишу букву «и» – придираться; прид..русь – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, нет суффикса -а-, пишу букву «е» – придерусь.
Чаще всего можно ошибиться в словах с корнями -блист–блест-, -жиг–жег-, -стил– стел-.
Например, бл..стеть на снегу, бл..снуть вдалеке, бл..стящий снег, пробл..ски огня – нет суффикса -а-, пиши букву «е» (блестеть, блеснуть, блестящий, проблески), а в этих словах «и»: бл..стать, бл..стательный, бл..стающий.
Ещё пример: заж..гать свечи, потерянная заж..галка, система заж..гания – везде есть суффикс -а-, поэтому пиши букву «и» - зажигать, зажигалка, зажигание. Слова без суффикса -а- имеют букву «е»: выжег надпись, зажёг свет, разжёг костёр, прожёг дыру, сжёгший письма.
Помните о существительных с буквой «о»: неприятная изжога, поджог сарая, ожог руки, недожог кирпича.
И, наконец, сочетание букв корня и суффикса даёт «имена»: ИРА, ИСТА, ИГА, ИЛА, ИТА (собИРАть, блИСТАть, прожИГАть, расстИЛАть, чИТАть; после корня -лаг- следует суффикс -а-, получается сочетание АГА (слАГАть), нет АГА – пишу «о» (сложение).
А теперь обратимся к корню -кас-кос-, слов с этим корнем немного, гласные а-о в них всегда безударные. Некоторые слова не имеют приставок: касательная, касание, касаться – коснуться. Их нужно отличать от похожих слов с проверяемыми гласными: коса, сенокос, косьба, косарь, косогор, косичка, косуля (олень), косой взгляд, косить.
Больше всего вызывают сомнения слова с приставками при-, со-: прикасаться – прикоснуться, прикосновение; соприкасаться – соприкоснуться, соприкосновение.
О корне -лаг-лож- упоминаем дважды. И вот почему. Можно использовать два условия для верного выбора гласной: суффикс -а- и согласные «г» и «ж».
Только не перепутайте этот корень с проверяемыми другими корнями: ложный, ложь, сложный, предлог, влага, благородный!
Особо хочется выделить группу слов с сочетаниями -а(я)-им(ин)-: напоминать, заклинать, приминать, понимать, внимать, внимательный, сниму, подниму, подними. Эти сочетания трудно узнать и запомнить. Но до чего часто они встречаются!
Обратите внимание на слова-исключения!
Написание зависит от суффикса –а- |
|||
Бер-бирА- Дер-дирА- Мер-мирА- Пер-пирА- Тер-тирА- Блест-блистА- Жег-жигА- Стел-стилА- Чет-читА- исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, чета (пара) |
КасА- если после корня стоит суф. А- прикасаться; Кос- если нет суф.-а- коснуться |
ЛагА- если после корня стоит суф. –а- прилагательное; Лож- если нет суф. -а- предложение исключения: полог |
А(я)-им(ин)- сочетания пишутся после суффикса -а- сжимАть-сжать, снимАть-снять, понимАть-понять, запоминАть-память |
Рассмотрим ещё один тип корней с чередующимися гласными а-о.
Повторим: нельзя проверять ударением безударный гласный в корне -гор- («а» пишется только под ударением: угар, угарный, загар, нагар, огарок, разгар – таких слов мало).
Нет смысла искать суффикс -а- после корня. Но даже если вы его найдёте, знайте – он не влияет на выбор буквы «а» (подгорать, выгорать, пригорать).
Корень -гар-гор- широко распространён в глаголах и словах, образованных от глагола: гореть, горение, угореть, разгорелся, горение, горючий, загорелый, горелки (игра). Значение подобных слов связано с огнём, пламенем, солнечным светом.
Отличайте этот корень от похожих слов-близнецов: пригорок, под горой, горе, горевать!
В корне -зар-зор- пишется «а» в безударном положении: заря, заревой, зарянка (певчая птица с яркой грудкой - смотрите фото!), зарянковый, зарница, зарничный, озарять, озарение, озарённость, озарён, озарённый (в ударном положении реже: зарево, лучезарный). Гласная «о» пишется под ударением (зорька, зорюшка, зоренька, зори).
Споры вызывают слова «зарянка» и «зорянка». Здесь опираемся на значение слова: птица вроде малиновки – зАрянка, а отблески молнии – зОрянка.
Не забывайте о словах-исключениях!
Написание зависит от места ударения |
загар, подгорелый исключения: выгарки, изгарь, пригарь |
под ударением буква, которую слышим, без ударения –а зорька, зарница исключения: зоревать (не спать на заре), зорянка (всполохи молнии) |
Клан-клон- Твар-твор- под ударением буква, которую слышим, без ударения о: кланяться, поклониться, творчество, тварь, творец исключения: утварь |
Плов- пловец, пловчиха |
О корне -лаг-лож- мы уже говорили. Пришло время разобраться с корнем -раст-ращ-рос-.
Раст- пишется в глаголах и во всех образованных от них словах: расти, растить, вырастить, растение, возраст, возрастание, сращение, приращение, взращённый.
Рост- встречается в глаголах и причастиях прошедшего времени: рос, росла, выросли, вырос, вырастала, взрастили, подросли, росший, выросший (и ещё в существительных: недоросль, водоросли, заросли).
Сходные по звучанию слова нужно различать: растаю (таять и приставка рас-), роспись (корень и приставка рос-), роса (росы), растерять (терять и приставка рас-), роскошный (роскошь)!
Вы просто обязаны выучить слова-исключения!
Самый трудный и запутанный тип корней опирается на лексическое значение слова.
И опять не забудьте об исключениях!
Написание зависит от смысла |
Мак- погружать в жидкость: обмакнуть, макать, макание Мок- пропускать жидкость: вымокнуть, промокнуть, непромокаемый плащ исключения: промокательная бумага, промокашка |
Равн- равным, одинаковым может быть вес, возраст: равномерный, равнозначный, сравнить, подравнять, поравняться, равняться, равнение, уравнение, всё равно, наравне Ровн- ровным называют всё прямое, гладкое: ровнять, сровнять, выровнять, заровнять, подровнять, выровнен исключения: равнина, равняйсь, ровесник, поровну, уровень |
В таблице, которую составили ученики, обобщены данные о тех корнях, правописание которых подчиняется частным закономерностям.
Написание корня зависит |
|||
от суффикса –а- |
от места ударения |
от согласного |
от смысла |
Бер- бира- Дер- дира- Мер- мира- Пер- пира- Тер – тира- Блест – блиста- Жег – жига- Стел – стила- Чет – чита- исключения: сочетать, сочетание |
загар, подгорелый исключения: выгарки, изгарь, пригарь |
Раст-рос-ращ- выращенный, растение исключения: росток, отрасль, рост, ростовщик, Ростов, Ростислав, выростковый, подростковый |
Мак- погружать в жидкость: обмакнуть; Мок- пропускать жидкость: вымокнуть, исключения: промокательная бумага, промокашка |
Каса- если после корня стоит суф. А- прикасаться; Кос- если нет суф. А- коснуться Лага- если после корня стоит суф.-а- прилагательное; Лож- если нет суф.-а- предложение исключения: полог |
Зар- зор- под ударением буква, которую слышим, без ударения -а зорька, зарница исключения: зоревать, зорянка (всполохи молнии) |
Скак-скоч- перед -к- напишем А, перед -ч- напишем -о скакать, выскочить исключения: скачок, скачу |
Равн-равным, одинаковым может быть вес, возраст Ровн- ровным называют всё прямое, гладкое: сровнять, выровнять; исключения: равнина, равняйсь, ровесник, поровну, уровень |
А(я)-им(ин)- сочетания -им(ин)- пишутся после суффикса -а- сжимать-сжать, снимать-снять |
Клан-клон- Твар-твор- под ударением буква, которую слышим, без ударения о: кланяться, поклониться, творчество, творец; исключение: утварь Плав- гласный ударный и безударный: плавать, плавучий, поплавок Плов- пловец, пловчиха исключения: плывуны, плывучий грунт (плыть) |
перед -г- напишем -а, перед -ж- напишем –о прилагать, приложить исключения: полог |
Тренировочные задания
Вставь пропущенные буквы и объясни орфограмму:
Дни были невыносимо жаркие, г..рячие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Глянцевитые листья р..стений свежи, будто их только что обм..кнули в бл..стящий воск. На торфянистой почве в изобилии произр..стают целые семьи грибов. Из чащобы на опушку выск..чил заяц, потихоньку стал проб..раться от деревца к деревцу. А впереди расст..лалась р..внина. Лучи солнца к..сались верхушек деревьев.
Но вот и вечер. Скоро подн..мется луна, оз..рит таинственным светом всю окрестность, на небе заг..рятся звезды. И начнется великое таинство ночи.
Буква «и» пишется в слове:
а) оп..раться, заст..лает, ум..рать, подб..раю, бл..снуть;
б) заж..гать, разд..рать, переч..тать, отт..реть, перест..лить;
в) зам..рающий, выж..гательный, бл..стательный, приж..гать.
Буква «е» пишется в слове:
а) поч..тать книгу, подн..мается, бл..стеть, подст..лить, выч..т;
б) соб..рёт, сд..рёт, прот..реть, пом..реть, ст..реть, зап..реть;
в) бракосоч..тание, расст..лил, зап..рать, забл..стал, выб..ри.
Буква «а» пишется в слове:
а) вым..кнуть под дождем, вым..кать все чернила, к..снулся, заг..релый, зар..сли, пром..кашка;
б) ск..чок, уск..кал, соприк..саться, пл..вление, оз..рение, м..кать вареник;
в) безотл..гательный, сотв..рила, сг..ряча, приск..кать, все р..вно, з..ря.
Буква «о» пишется в слове:
а) накл..ниться, покл..няться, жук-пл..вунец, пл..вчиха, пл..вучий, р..внение;
б) утв..рь, приг..реть, оз..рять, р..вновесие, р..вномерный;
в) претв..рить, тв..рение, подр..внять, р..внять дорожки, скл..нение.
Вставьте пропущенные буквы, дополните ряд своим словом:
соб..рать, уб..ру, отд..рать, …
зам..рание, ум..рать, зам..реть, …
прик..сновение, к..снулся, к..сательная, …
заг..реть, обг..ревший, выг..рки, …
з..ря, з..рево, з..ревать, …
Р..стислав, подр..стающий, выр..сли, …