Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое смерть и умирание. Умирание и смерть. Эти мысли строятся в классический образ прожитой жизни. Это объясняется тем, что уход в прошлое как "эмоциональная защита от мыслей о смерти" и умирающий человек, лишенный будущего, концентрирует остаток жиз

Завершающей фазой онтогенеза является смерть. В человека различают естественную (физиологическую) смерть, наступающего вследствие старения, а также преждевременную (Патологическую) смерть, следующего под действием заболеваний или вследствие несчастного случая.

Смерть - это процесс, который можно разделить на два этапа. Первый этап - клиническая смерть . Для нее характерны: потеря сознания, остановка дыхания и сердцебиение. Но большая часть органов продолжает активно функционировать.

Состояние клинической смерти постепенно меняется биологической смертью. Она наступает не одновременно во всех органах, что зависит от чувствительности клеток к кислородному голодания. Наиболее чувствительны к недостатку кислорода нервные клетки коры головного мозга. Несвязные ротные нарушения в них наступают через 6-7 мин. Для удлинение состояния клинической смерти без перехода в биологическую используют гипотермию – снижение температуры тела путем его охлаждения.

Смерть является завершающим этапом онтогенеза. Клиническая смерть характеризуется потерей сознания, прекращением сердечной деятельности клеток и дыхания, однако большинство клеток и органов все же остаются живыми. Продолжается обновление клеток, продолжается перистальтика кишок. Это состояние организма обратный при условиях применения мер по обновлению (реанимации) организма.

Биологическая смерть характеризуется тем, что она необратима. Сначала гибнет кора больших полушарий головного мозга, затем клетки сердца, кишечника, легких, печени

Актуальной остается проблема замедления процессов биологической, психологической и социальной инволюции и продления активного долголетия. Наука, которая изучает механизмы старения, - геронтология, а гериатрия изучающая особенности развития, течения, лечения и предупреждения заболеваний у людей летнего возраста.

Социальные изменения - фундаментальный социальный процесс, обусловливающий резкие изменения в общественном здоровье. Хотя социальные изменения реализуются в структурных элементах общества, в основе изменений лежат культурные трансформации духовной жизни общества.

В течение последних трех столетий в мире наблюдается только одно направление социальных изменений - вестернизация, т.е. усвоение обществами, претерпевающими изменения, ценностей и паттернов социального поведения, изначально присущих западным обществам. Социальные изменения - объективный процесс; воля отдельных индивидов, включая политических лидеров, может его лишь замедлить или ускорить, в той или иной мере исказить течение.

Воздействие социальных изменений на здоровье любого общества универсально повреждающее. Примеры многих обществ, включая российское, наглядно демонстрируют повреждающие эффекты вестернизации на общественное здоровье. Это:

· уменьшение численности населения в результате снижения среднего возраста дожития (смертности), снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции;

· рост общей и нервно-психической заболеваемости, изменение ее структуры в сторону преобладания заболеваний с более тяжелым течением и исходами, прежде всего - психосоматических заболеваний;

· рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией;

· рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к охране труда и технике безопасности вследствие необходимости уменьшения производственных затрат и согласия людей работать во вредных и опасных условиях;

· появление значительных по объему маргинализированных социальных групп - беженцев, бездомных, безработных;

· рост всех видов социальных девиаций: преступности, алкоголизации, наркотизма, проституции, самоубийств - и заболеваемости и смертности по связанным с ними причинам (убийства; смерти от острого отравления алкоголем, передозировки наркотиков; заболевания, передающиеся половым и инъекционными путями);

· экономическая (материальная) депривация больших групп населения, приводящая к обнищанию, сопряженному с нехваткой средств на полноценное питание, одежду, лекарства, средства личной гигиены, оплату жилья;

· неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье в своих сферах деятельности (экономика, право, промышленность и пр.).

Многоплановость и многогранность проблемы долголетия населения позволяет считать ее одной из наиболее сложных социально-биологических проблем современности. В ней тесно переплетаются социально-экономические, медико-гигиенические, природно-географические, генетические и психологические аспекты. Внешняя среда (социальная и физическая), сам человек как носитель биологических и общественных признаков, его поведение и образ жизни, соотношение социальных и биологических факторов в его здоровье и долголетии представляют единый неразрывный комплекс.

Смерть представляет собой универсальный способ ограничить участие многоклеточного организма в размножении, и в этом состоит ее биологический смысл. Без смерти не было бы смены поколений - одного из главных условий эволюционного процесса.

Многие вопросы, касающиеся долголетия , еще не получили достаточно полной научной разработки. Особенно мало проведено в этом направлении исследований социально-гигиенического характера.

На продолжительность жизни влияет состояние окружающей среды, где проживает и проживал долго­житель, фактор наследственности и уровень медицин­ской помощи, который может оказать положительное воздействие, в первую очередь, на состояние здоровья человека. От­сюда понятно, что здоровье и продолжительность жизни человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и оп­ределяется историческими, национальными традиция­ми (менталитет) и личными наклонностями (образ)


Похожая информация.



Смерть представляет собой необходимое, естественное завершение жизни. Процессы умирания в человеческом организме начинаются до его рождения. Еще у плода наблюдаются отмирание и отпадение отдельных клеток и клеточных групп, которые заменяются новыми. Умирание отдельных клеток, смена их происходит в течение всей жизни человека. Своеобразные изменения в органах и

тканях живого организма постепенно приводят к старению организма и к смерти.
Смерть человека связана с прекращением жизненных функций, в частности дыхания и кровообращения. -Прекращение дыхания и кровообращения и характеризует собой наступление смерти. Прекращение дыхания само ло себе еще не означает наступления смерти, ибо дыхание после кратковременной остановки может быть восстановлено искусственным путем. При прекращении же сердечной деятельности быстро развиваются в тканях и органах явления умирания. Принято считать, что если сердечная деятельность в продолжение 15 минут не восстанавливается, то процесс умирания становится -необратимым, и наступает смерть. Это объясняется большой чувствительностью клеток центральной нервной системы к недостатку кислорода, который наступает при прекращении кровообращения и быстром необратимом прекращении функций расположенных в головном мозге центров дыхания и кровообращения. Поэтому первым и основным признаком, указывающим на наступление смерти, является прекращение сердечной деятельности.
Остановка сердца не сопровождается немедленным прекращением жизненных процессов в отдельных тканях и органах. Умирание организма в смысле гибели его органов и тканей происходит лишь постепенно. В течение многих часов отдельные органы и ткани продолжают сохранять жизнеспособность, что может быть доказано многими примерами и, в частности, широким использованием в медицинской практике отдельных тканей и органов из трупа для пересадки их в живой организм с лечебной целью. В настоящее время применяются переливание трупной крови, пересадка кожи от трупа, хрящей, роговицы глаз.
Для того чтобы правильно поставить диагноз наступления смерти, необходимо иметь представление о том, когда наступает смерть, какие причины вызывают ее наступление, чем характеризуется прекращение жизни и какие способы существуют для определения наступившей смерти.
Определение наступления смерти в первые моменты, в первые минуты, а иногда и часы нередко составляет трудную задачу, особенно для малоопытного человека. Да и врачу не всегда легко поставить диагноз смерти
в первые моменты после ее наступления. Объясняется это следующими причинами. В некоторых случаях жизненные процессы, в частности, дыхание и кровообращение, могут совершаться в небольших ограниченных объемах, настолько незначительных, что при помощи наших органов чувств трудно бывает определить, дышит человек или нет, имеются сердечные сокращения или нет.
Такое глубокое угнетение дыхания и кровообращения встречается при некоторых видах внешнего воздействия, например, при действии электрического тока, при утоплении, при некоторых заболеваниях центральной нервной системы, отравлениях снотворными, у недоношенных младенцев и получило название мнимой, кажущейся смерти, летаргического сна. При таком состоянии дыхание и сердечная деятельность минимальны, с трудом определяются при помощи обычных методов исследования, и человек производит впечатление мертвого. Тщательный осмотр позволяет, конечно, установить признаки жизни.
Как будет видно дальше, вскоре; после смерти начинают развиваться несомненные признаки ее, по.которым уже в первые часы можно с уверенностью сказать о наступлении смерти, но иногда Такой диагноз поставить все- таки нелегко. Рассказы о захоронении и о вскрытии жи- . вых людей нужно отнести к области легенд. Встречались, правда, случаи выноса в покойницкие живых людей, находящихся в состоянии мнимой смерти, но такие факты нужно объяснить невнимательным, небрежным врачебным осмотром или отсутствием его, а не трудностью диагноза смерти.
Способы определения наступления" смерти делятся на две группы. Одними широко пользуются в быту, другие могут применяться исключительно врачами. К первым относится поднесение зеркала ко рту и носу. При наличии дыхания поверхность зеркала начинает тускнеть от оседания на нее мельчайших капелек водяных паров, которые выделяются из легких при дыхании. К первым способам относится также перетягивание ниткой конца пальца или ушной мочки у испытуемого субъекта. На трупе при этом окраска кожи не изменится, а у живого человека кожные покровы принимают синюшную окраску вследствие скопления крови. Па труп в подложечную область помещают стакан, наполненный до краев водой. Сердечные сокращения, если они есть, будут передаваться уровню жидкости
в стакане, которая будет колебаться. При отсутствии сокращений сердца уровень жидкости не будет изменяться. Однако доказательность этих способов, как и многих других, весьма относительна.
К врачебным" способам исследования относятся пробы на сохранение кровообращения. Для этого производят разрезы кожи или вскрывают небольшую артериальную’ веточку. При наличии хотя бы слабого кровообращения из перерезанных сосудов будет вытекать кровь. Помимо указанны^ способов, предложено и много других, например, рентгенография сердца.
В последнее время для определения наступления смерти стали пользоваться особым прибором - электрокардиоскопом. Последний, Улавливая самые незначительные сокращения сердечной мышцы, является надежным средством для диагностики смерти.
Эти основные способы дают возможность определить наступление смерти в первые моменты после ее возникновения." Вскоре, в первые часы после наступления смерти, начинают появляться изменения, которые могут развиваться только в трупе. Такие изменения получили название несомненных признаков смерти или ранних трупных явлений.

Смерть и умирание

Мы периодически говорим о выживании и обсуждаем в этой книге вопрос о том, как люди настраиваются на «выживание», когда они чувствуют, что им что-то угрожает. Выживание – это то, что противоположно смерти. А смерть сама по себе является для большинства людей Великим Неведомым. Проще говоря, это огромная, поистине огромная перемена.

Ранее в этой книге мы упоминали о приятельнице Билла, которая погибла в автомобильной катастрофе, а затем стала появляться, как призрак, в доме. По всей видимости, некоторые души неохотно покидают физический план после смерти своего тела: или потому, что им нравилось здесь, или потому, что они не успевали закончить какое-то дело среди живых, или же потому, что они на время растерялись, не зная, к какому же плану существования они теперь относятся.

Недавние изучения позволяют предположить, что смерть не имеет ничего общего с концепцией о Небесах и Аде, которую поддерживают многие религии, ни с концепцией о Великом Ничто, которой придерживаются так называемые философы-рационалисты. Доктора медицины, такие как Элизабет Кюблер-Росс и Реймонд С. Муди, провели много часов у постели умирающих, а также около тех людей, которые умирали с медицинской точки зрения, но были возвращены к жизни. И эти люди рассказывали удивительные вещи о том, что они испытывали, умирая и будучи мертвыми. Их ощущения совпадают с ощущениями медиумов и мистиков, описанными на протяжении нескольких тысячелетий.

В своей книге «Жизнь после жизни» доктор Муди излагает «теоретически идеальное» или «полное» переживание, которое включает в себя всеобщие элементы, «которые он обнаружил в подавляющем большинстве более чем 150 случаев клинической смерти, которые он изучал». Мы считаем целесообразным дать это описание:

«Человек умирает, и когда он достигает точки величайшего физического кризиса, он слышит, как его доктор объявляет его мертвым. Он начинает слышать неприятный шум, громкий звон или жужжание и в то же самое время чувствует, что очень быстро движется через длинный темный тоннель. После этого он внезапно видит себя вне своего физического тела. Однако он по-прежнему находится в прежнем физическом теле. Свое тело он видит на расстоянии, как зритель. Он наблюдает за попытками реаниматоров вернуть его к жизни, находясь в таком необычном положении и пребывая в состоянии эмоционального подъема. Через некоторое время он успокаивается и осваивается со своим необычным состоянием. Он замечает, что он по-прежнему имеет „тело“, но он имеет совершенно иную природу и иные силы, чем то тело, которое он покинул. Затем он начинает замечать еще одну вещь. Другие приближаются к нему, чтобы встретить его и помочь. Он узнает души родственников и друзей, которые уже умерли, и перед ним появляется некая любящая, теплая душа, которую он никогда не встречал прежде – душа света. Эта душа без слов задает ему вопрос, заставляя его окинуть взглядом свою жизнь, и помогает ему, показывая ему в целом сущность основных событий его жизни. В то же самое время он ощущает себя приближающимся к некоему барьеру или границе, очевидно, представляющей границу между земной жизнью и следующей жизнью. Однако он понимает, что он должен вернуться назад, на землю, что время его смерти еще не наступило. В этот момент он начинает сопротивляться, ибо теперь он пережил то, что следует после жизни, и не хочет возвращаться назад. Его переполняют безграничное ощущение радости, любви, покоя. Однако, несмотря на свое сопротивление, он возвращается в свое физическое тело и продолжает жить». (Реймонд С. Муди, доктор медицины. «Жизнь после жизни», стр. 21-22, Нью-Йорк, 1975 г.)

Доктор Муди работал с теми избранными, которые живут среди нас на Земле и могут сказать со всей определенностью, чем была для них смерть. Остальные люди могут полагаться на их личные переживания или на религиозные верования, которые нас научили признавать в течение жизни (см. главу 7), включая и те верования, в которых говорится, что мы ничего не можем знать о смерти.

Ни Эйми, ни Билл в течение своих жизней не имели опыта умирания. Однако наши переживания смертей других людей и наш опыт целителей позволяет нам предположить, что в числе прочих вещей смерть есть великий учитель и наставник души, определяющий и очищающий жизненные переживания, подобно тому, как болезнь определяет и очищает переживания состояния здоровья.

Обычно смерть страшит больше всего, потому что она является одним из самых основных событий в жизни человека и потому что для подавляющего большинства живых людей она не познана путем личного переживания. Когда жизненные ситуации становятся особенно стрессовыми или пугающими, тело схватывает беспредельный страх, что оно перестанет существовать. Тогда все реакции на страх до известной степени определяются страхом человека перед его собственной смертью. Когда вы пугаетесь тени, возникшей поздней ночью в дверях вашей комнаты, ваш страх находится на одном уровне со страхом смерти.

Во всяком состоянии страха тело настраивается на выживание, поскольку это – его психическая реакция. В состоянии страха тело обращается к своей первой чакре, высвобождая накопленное там знание выживания, которое поможет поддерживать жизнь.

В большинстве ситуаций в действительности не требуется прибегать к таким мерам. Очень мало пауков представляют смертельную опасность. Большинство ночных кошмаров приводят нас не к смерти, а скорее к проблеме выживания. А большинство пугающих вещей (теней) на проверку оказываются тенями деревьев, кошками или соседями, ищущими потерянный ключ.

Большинство ситуаций, которые должны возбуждать страхи, связанные с проблемой выживания, чаще возбуждают реакции, идущие от различных центров, не связанных с энергией выживания: эмоции, общение, интуицию и т.д. Однако можно ожидать, что тело не всегда знает об этом, используя эти страхи, чтобы послать сигналы опасности, которые должны пробудить вас.

Каждый раз, когда вы «впадаете» в страх, что провоцирует такие крайние реакции, вы неизбежно усиливаете этот страх, который начинает преобладать над вашей жизнью. А каждый раз, когда вы принимаете этот страх за то, что он есть в действительности, иным и словами, за мощную реакцию на обычно мягкий стимул, вы тем самым ослабляете его возможности. Возможно, именно поэтому люди, уже пережившие свою собственную смерть – те, кого изучал доктор Муди, а также те, кто был на грани смерти, те, например, кто вы жил в фашистских концлагерях, в несчастных случаях или во время каких-то природных катаклизмов, например, во время землетрясения, – такие люди сохраняют спокойствие и достоинство во время таких потрясений, которые заставляют всех нас трепетать за собственную жизнь, настраиваясь на выживание. Такое настраивание на выживание может проявиться, например, повышением содержания адреналина в организме, необходимого для борьбы или бега, когда мы поздно ночью видим незнакомого человека, крадущегося к нашим дверям. Но такое настраивание на выживание может проявляться и не столь явно, оказавшись, например, в аналогичной ситуации, мы чувствуем, что нам хочется спрятаться, мы становимся до крайности сонливыми, усталыми или скучающими. Желание отправиться спать, также как и желание физически уйти прочь, является часто встречающимся психическим проявлением, предназначенным уберечь нас от столкновения с тем, чего мы боимся. Стрессовая ситуация, которая представляется не смертельно опасной, взывает скорее более обычные, открытые реакции страха, нежели повышение адреналина в крови, поскольку совершенно ясно, что реакция «чистого» страха – борьба или бег – в данном случае неуместна. Люди, переживающие клиническую смерть, многому научились во время переживания смерти, тогда как все остальные затрачивают колоссальное количество энергии на то, чтобы избежать ее. Побывав перед лицом смерти, они обрели спокойствие перед опасностью.

Безусловно, такие люди бывают испуганными. Но их страхи значительно отличаются от страхов тех, что не знает, что от страха не умирают и что сама по себе смерть не является концом нашего сознательного бытия.

Как целитель вы получите возможность исследовать многие проявления страха. Люди, которые просят вас исцелить их, обычно испытывают страх – страх от того, что вам удастся вылечить их, что, возможно, трудно постичь их уму, страх, что им придется избавиться от своей болезни, или же страх, что вас постигнет неудача и их болезнь останется с ними. Выполняя чтение, связанное с исцелением, вы увидите в аурах людей огромное количество символов, выражающих самые противоречивые страхи. Иногда вам удастся помочь людям увидеть свои страхи, и иногда – нет. Однако обычно, если вы видите страх в энергетическом теле человека, вы обнаружите, что это страх удивительно простой и непосредственно связан с его болезнью.

Когда вы прочитаете страх в энергетическом теле человека, вы должны обратить особое внимание на его первую чакру, на чакры ступней и на заземляющий стержень. Если все они чисты и прочны, его тело может быть уверено в своей безопасности, и человек может высвободить большое количество психической энергии, чтобы работать с другими энергетическими центрами и над другими проблемами.

Как исцелитель вы сможете увидеть также и множество своих собственных страхов. Независимо от того, что вы изучили на основании книг и своего собственного опыта, независимо от того, как долго вы работаете в психических областях, вы продолжите жить в материальном физическом мире. У вас имеется тело, вы – живой человек, и вам рано или поздно предстоит встретиться со своей собственной смертью.

Наш страх перед смертью и перед другими, менее серьезными жизненными проблемами постоянно существует в нас, потому что смерть будет оставаться для нас переживанием, окутанным тайной, до того момента, пока мы не умрем, и еще потому, что в этой жизни мы фокусируемся на материальное. Смерть является для нас загадкой, которую мы разрешаем умирая. Ваша смерть всегда существует в вас – она ваш постоянный спутник, скрывающийся в вашей одежде, спящий подле вас и присутствующий в каждом вашем слове и поступке. Поэтому вам бы следовало свыкнуться с ней. Если вы сопротивляетесь страху смерти, вы всегда будете бояться умереть. И этот страх проникает в каждый аспект вашей жизни. Если же, напротив, вы знаете свою смерть и свой страх перед ней, вы отводите в своей жизни психическое пространство для себя и своей смерти, ибо вы должны рассматривать свою смерть как часть своей жизни. И тогда страх начинает рассеиваться и покидает вас, точно так же как он покидает ваших друзей, когда вы начинаете работать с ними. Тогда вы более полно наслаждаетесь жизнью.

В главе 1, когда мы говорили о цветах, мы говорили о черном цвете, как о «цвете смерти и разрушения». Однако мы сказали также, что «смерть – это состояние, предшествующее возрождению, а разрушение – состояние, предшествующее созиданию или творчеству». Подобно тому, как черный цвет может считаться чрезвычайно позитивным цветом, так и смерть при всех наших страхах может рассматриваться как чрезвычайно позитивное событие, а жизнь – как событие, во время которого мы полностью реализуем себя и освобождаемся для следующего великого события. Когда мы говорим о смерти как о наставнике, мы имеем в виду постижение страха и противостояние ему, а затем овладение им, что сделает нас абсолютно свободными.

Вопрос «Почему люди болеют?» можно задать по-другому: «Почему люди умирают?». И, действительно, кто знает, почему люди умирают? Но так кажется лишь тем, кто, избирая пути познания целей своей души, подходит к этому вопросу с позиции переживания смерти.

В самом широком и, вероятно, в самом психическом смысле можно считать, что люди заболевают для того, чтобы что-то узнать о своих странствиях на физическом плане. Они учатся встречать свои страхи и желания, они познают свои связи с жизнью и своим телом, и они немного узнают о том, кем они в действительности являются – не о том, кем являются их тела или их ум, их интеллект или их эмоции, хотя они узнают и об этом тоже, узнают, что каждая из вышеприведенных вещей является частью их существа. Но они узнают о том, кем они являются в действительности: кто это существо, душа или сущность, скрывающаяся за различными формами материального существования; облаченная в материальные формы для того, чтобы существовать здесь, на Земле, в физической форме, чтобы учиться, любить и расти.

Из книги Кто умирает? автора Левин Стивен

Из книги Постепенное пробуждение автора Левин Стивен

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Из книги Надличностное виденье автора Гроф Станислав

27. Смерть тела, смерть ума Когда мы наблюдаем ум с ежемгновенным осознаванием, мы видим, как одно состояние ума возникает со своими собственными склонностями, так сказать, с собственной личностью с собственным настроением, со своими ассоциациями мыслей; и мы видим, как оно

Из книги Действовать или ждать? Вопросы и ответы автора Кэрролл Ли

Из книги Очищение. Том.2. Душа автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Письма Махатм автора Ковалева Наталия Евгеньевна

Из книги ДМТ - Молекула духа автора Страссман Рик

Смерть Вопрос: Дорогой Крайон, я уже некоторое время размышляю вот о чем. Прежде чем мы приходим в этот мир, решаем ли мы, как и когда нам умирать? Поэтому ли одни люди живут долгую и здоровую жизнь, а другие умирают от болезни или несчастного случая в раннем возрасте? Есть ли

Из книги Таро просто и понятно автора Льюис Энтони

Из книги Философские афоризмы Махатм автора Серов А.

[Состояния сознания. Умирание; влияние последних мыслей умирающего на его посмертное состояние и будущее воплощение] Вопрос 15. Когда вы писали: «Разве испытывали вы чувство скуки в такой момент, который считали тогда и теперь считаете моментом высочайшего блаженства,

Из книги Медицина и сострадание. Советы тибетского ламы всем, кто заботится о больных и умирающих людях автора Ринпоче Чокьи Ньима

I. Смерть [Сущность смерти] Смерть является необходимым распадом несовершенных комбинаций (К.Х. – 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го принципов). Это – обратное поглощение грубого силуэта индивидуальной (К.Х. – Личность и личное Эго) жизни в великий труд вселенской жизни; только

Из книги Жизнь, смерть и жизнь после смерти. Что нам известно? автора Кюблер-Росс Элизабет

15. Смерть и умирание С тех пор, как Реймонд Моуди в 1975 опубликовал «Жизнь после жизни», а Кеннет Ринг в 1980 «Жизнь в смерти», выражение «околосмертельный опыт» стало частью нашего словарного запаса. Эти совершенно необычные измененные состояния сознания происходят тогда,

Из книги автора

Смерть: 13 Жнец, La Mort, La MuerteВ правильном положении: Значительные перемены. Начало чего-то нового. Эмоциональный рост и преображение.Ключевые слова и фразы: Необходимость кардинальных перемен. Освобождение. Расцвет новой эры. Прошлое позади. Завершение одного жизненного

Из книги автора

Состояния сознания. Умирание; влияние последних мыслей умирающего на его посмертное состояние и будущее воплощение «Вопрос 16. Вы говорите: «Запомните, что мы сами создаем наш Дэвачан так же, как и Авитчи, и большей частью – в течение последних дней и даже моментов нашей

Из книги автора

Из книги автора

Жизнь и умирание Многие люди говорят: «Доктор Росс видела слишком много умирающих. Немудрено, что у нее появились некоторые странности». Мнение, которое складывается у других людей, - их проблема, а не ваша. Важно помнить об этом. Даже если у вас чистая совесть, и вы

42.1. Общие положения

В судебной медицине собственно смерть различают по категории, виду и роду.

Существует две категории смерти: насильственная и ненасильственная. Насильственная смерть связана с воздействием на организм человека различных факторов внешней среды - механических, химических, термических и др. Ненасильственная смерть наступает от различных заболеваний (сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, онкологических и т.д.).

Вид смерти. Его определение связано с установлением факторов, сходных по своему происхождению или воздействию на организм человека. Например, при насильственной смерти встречаются повреждения, возникающие в результате действия острыми и тупыми орудиями, частями движущегося транспорта, причиненные из огнестрельного оружия и т.д. Все это отличает вид смерти от механических повреждений. Повешение, утопление, сдавление груди и живота, задушение рвотными массами и другие причины, вызвавшие задушение, объединяются в один вид - механические задушения и т.д.

Род насильственной смерти. В зависимости от условий возникновения насильственная смерть может быть результатом убийства, самоубийства, несчастного случая. Причем самоубийство как явление, противоречащее нашему инстинкту самосохранения, всегда обращало на себя особое внимание общества и было предметом детального изучения медиками, юристами, социологами и другими специалистами.

Статья 110 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание за доведение лица до самоубийства.

Статья 110 УК РФ. Доведение до самоубийства

Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

Способы самоубийства зависят как от социальных и психологических причин, так и от случайно создавшихся условий. Пол, род занятий, образование, мотивы самоубийства и доступность того или иного орудия самоубийства играют свою роль в выборе способа самоуничтожения. Чаще всего самоубийцы кончали жизнь посредством повешения, утопления, отравления, с помощью огнестрельного и холодного оружия. Повешение - способ самоубийства людей дряхлых, старых, безвольных, осужденных и т.д. От несчастной любви, например, редко вешаются, чаще стреляются или отравляются. Психически ненормальные люди выбирают иногда очень мучительный или странный способ: выбрасываются из зданий с большой высоты, поджигают себя и т.д. Дети чаще всего прибегают к утоплению.

Профессор А. П. Громов (1970 г.) приводит пример, когда возбужденный душевнобольной, приняв 20 таблеток люминала, через некоторое время повесился, но в период судорог петля оборвалась. Затем он отыскал спрятанную родственниками опасную бритву и перерезал себе шею, повредив обе сонные артерии. После этого он самостоятельно вышел из дома, прошел около 20 м и бросился в колодец, получив при падении обширную рану головы. При вскрытии трупа погибшего обнаружено: остатки таблеток люминала в желудке, восходящая прижизненная странгуляционная борозда на шее, обширная резаная рана шеи, проникающая до позвоночника, с повреждением обеих сонных артерией, большая скальпированная рана головы, а также признаки утопления.

Часто у самоубийц имеется то или иное заболевание. Иногда оно приводится как мотив, заставивший больного лишить себя жизни (например, неизлечимая и мучительная болезнь). В других случаях причиной самоубийства выступает, например, психическая болезнь. Нередко в материалах следствия имеются указания на нервное или угнетенное состояние психики, особую задумчивость, обращавшую на себя внимание окружающих лиц. Склонность психически больных людей к самоубийству замечена давно. Мотивы, заставляющие людей лишать себя жизни, крайне разнообразны, и в большинстве случаев они остаются неизвестными. О них мы можем судить со слов окружающих лиц или по запискам, оставленным самоубийцами, в которых они нередко прямо или косвенно объясняют причину, заставившую их расстаться с жизнью.

Распознать самоубийство можно по обстоятельствам происшествия - например, по оставленным запискам, закрытое изнутри помещение и т.п. Однако и здесь надо быть осторожным: встречаются случаи, когда убитые пишут записку под угрозой смерти или убийца, закрыв изнутри комнату, вылезает в окно. Способы прекращения жизни также могут дать некоторые указания на категорию смерти; одни из них, например повешение, утопление, ранение шеи, свойственны преимущественно самоубийству, другие - удавление петлей, ушибленные и колотые раны, наоборот, редко встречаются при самоубийстве.

Однако при всех повреждениях следует обращать внимание на следующие моменты: доступно ли данное место для действия собственной руки самоубийцы, каковы свойства раны, направление ее раневого канала и т.п. Если среди повреждений есть такие, которые вызывали, например, невозможность произвольных движений, то они должны считаться, по крайней мере, последними по времени. Множественные повреждения, даже огнестрельные, - не редкость при самоубийстве.

В частности, огнестрельные раны наносятся самоубийцами чаще всего в висок, область сердца, реже в рот; но возможны и выстрелы в живот.

Профессор Я. Л. Лейбович (1931 г.) приводит следующие интересные примеры: 1) самоубийство гражданина Я., военного, покончившего жизнь выстрелом из пулемета: зарядив пулемет и приспособив к ноге шпагат, Я. сел против пулемета, произвел выстрел с близкого расстояния, с ранением печени, желудка, селезенки, диафрагмы, сердца, аорты и легких; 2) самоубийцы - мужчина и женщина - покончили жизнь путем взрыва гранаты, подложенной под их головы, оказавшиеся совершенно разорванными в затылочных и теменных областях, это не считая других повреждений на теле; 3) самоубийца выстрелил из обреза в левую ноздрю, получив при этом обширные разрушения головы.

Конечно, огнестрельные раны самоубийц носят характерные особенности выстрела с близкого расстояния: следы ожога, внедрение порошинок, копоть, рана часто неправильной формы и значительной величины. Это зависит от длины руки и выполнения привычных для нее движений. Бывают, однако, случаи выстрелов с близкого расстояния без внедрения порошинок и без ожога, они значительно осложняют судебно-медицинскую экспертизу - их можно принять за выстрелы с более дальнего расстояния, т.е. за убийство. Очень большое значение имеет сопоставление повреждения, оружия и повреждающего снаряда.

Мы уже упоминали о симуляции самоубийства через повешение и об отличии этого рода смерти от удавления петлей. При утоплении нужно обращать внимание на признаки борьбы, противоречащие самоубийству; однако случайные повреждения на трупах утопленников тоже встречаются очень часто.

Самоубийство путем отравления, как правило, констатируется по свойству яда, обладающего особо едкими качествами или вкусом, запахом. Однако исключения возможны и здесь. Так, жена подала рюмку с серной кислотой мужу вместо водки, и тот проглотил поданное «залпом». Самоубийцы обычно принимают большие количества яда. При убийстве же, наоборот, яд дается по возможности в небольшом количестве и тщательно маскируется или выдается за лекарство. И наконец, как уже было упомянуто, в одном регионе для самоубийства избирают одинаковые ядовитые вещества.

При осмотре тела самоубийцы всегда следует обращать внимание на окружающие предметы (следы рвоты, крови и т.п.), одежду, ее повреждения и загрязнения.

К ненасильственной смерти относятся скоропостижная и внезапная смерти. Скоропостижная смерть наступает от заболевания, но среди кажущегося полного здоровья и неожиданно для окружающих. Внезапную смерть констатируют на фоне заболевания при поставленном диагнозе, и хотя каких-либо угрожающих для жизни признаков в этот период не усматривалось, возникшее осложнение или неожиданное бурное развитие болезни внезапно вызывают смерть.

Пример.

Судебно-медицинский диагноз: атеросклероз. Резко выраженный атеросклероз аорты, сосудов сердца, головного мозга, почек. Миофиброз сердца. Кровоизлияние в левое полушарие мозга с прорывом в левый боковой желудочек. Жидкая кровь в 3-м и 4-м желудочках мозга. Точечные кровоизлияния в продолговатом мозгу. Язвенная болезнь желудка. Хроническая язва на малой кривизне желудка.

На основании судебно-медицинского исследования трупа гражданки Д., 52 лет, и данных лабораторного исследования, учитывая сведения об обстоятельствах ее смерти, прихожу к следующим выводам:

1. Смерть гражданки Д. последовала от кровоизлияния в мозг, обусловленного атеросклерозом с преимущественным поражением мозговых сосудов.

2. При жизни гражданка Д. страдала язвенной болезнью желудка.

3. Незадолго до смерти гражданка Д. спиртных напитков не употребляла, о чем свидетельствует отрицательный результат биохимического исследования крови и мочи на наличие этилового алкоголя.

4. Смерть гражданки Д., наступила быстро, о чем свидетельствует жидкая кровь, обнаруженная в полостях сердца.

5. Степень развития трупных явлений - трупные пятна в стадии позднего стаза, выраженность трупного окоченения во всех группах мышц, отсутствие гниения свидетельствуют о том, что с момента смерти до исследования трупа прошло более 24 часов.

Ответственность по ст. ст. 307 и 310 УК РФ известна.

Судебно-медицинский эксперт

Как при скоропостижной, так и при внезапной смерти всегда может возникнуть подозрение на насильственную смерть.

На судебно-медицинское исследование направляются: трупы лиц, умерших насильственной смертью в результате убийства, самоубийства или несчастного случая или при подозрении на такую смерть; умерших скоропостижно в лечебных учреждениях при неустановленном диагнозе в первые сутки после поступления; трупы неизвестных (неопознанных) лиц; трупы лиц, умерших в лечебных учреждении, в случае жалобы в органы прокуратуры на неправильное лечение больного, повлекшее за собой смерть; трупы новорожденных при подозрении на совершение детоубийства.

В задачу судебно-медицинской экспертизы трупа входит решение целого ряда сложных и важных для следствия вопросов: установление причины смерти; времени ее наступления; при насильственной смерти - определение характера насилия, вида травмирующего орудия (тупой, острый предмет, огнестрельное оружие и др.), его групповых и индивидуальных особенностей (идентификация орудия травмы по имеющимся на теле повреждениям), последовательности нанесения повреждений, их прижизненности, наличия и характера причинной связи между нанесенным повреждением и наступлением смерти (прямая причинная связь или непрямая, косвенная) и др. Решение всех этих вопросов во многом зависит от сообщаемых эксперту обстоятельств происшествия и данных осмотра места происшествия и трупа.

Первым и основным вопросом, подлежащим разрешению при судебно-медицинской экспертизе трупа, является установление причины смерти.

§ непосредственные причины смерти - остановка сердца, дыхания, «мозговая смерть» (прекращение функций центральной нервной системы);

§ ближайшие причины смерти - рефлекторная остановка сердца, шок, острая кровопотеря, гипоксия различного происхождения, эмболия (жировая, воздушная, газовая), интоксикация, заболевания, коллапс, кома, острая сердечно-сосудистая недостаточность, острая почечная недостаточность, острая печеночная недостаточность и др.

При каждой причине смерти механизм остановки сердца может быть различным.

Эксперт устанавливает причину смерти на основании данных, полученных при вскрытии трупа, дополнительных исследований, анализа материалов дела. В одних случаях определение причины смерти не представляет затруднений: разрыв аневризмы аорты, инфаркт миокарда, токсическое содержание алкоголя в крови и др. В других случаях при отсутствии морфологических изменений (например, при рефлекторной остановки сердца) эксперт на основании изучения обстоятельств наступления смерти и клинической картины умирания может объяснить причину смерти. Иногда эксперт не может не только доказать, но и объяснить причину смерти. Тогда он заявляет о невозможности установить причину смерти и указывает, почему этого сделать нельзя (в частности, при исследовании гнилостно измененных трупов, в связи с отсутствием сведений об обстоятельствах наступления смерти и в других случаях).


42.2. Умирание и смерть

Работникам оперативно-следственной группы, первыми осматривающим труп на месте происшествия, приходится решать ряд сложных вопросов: констатировать наступление смерти, определять характер и прижизненность обнаруженных на трупе повреждений, определять время наступления смерти и др. Для этого необходимо знать, как происходит умирание человека и какие изменения наступают в трупе в различные сроки после смерти.

Наступление смерти проявляется в необратимом нарушении основных жизненных функций организма с последующим прекращением жизнедеятельности отдельных тканей и органов. Смерть от старости (физиологическая) встречается редко. Чаще причина смерти - заболевания или воздействие на организм различных факторов (травма, крайние температуры и др.).

При грубых повреждениях (авиационная, железнодорожная травмы, обширная травма головы с разрушением черепа и др.) смерть может наступить очень быстро. То же самое может наблюдаться и при смерти от некоторых заболеваний (самопроизвольный разрыв аневризмы аорты, внезапный тромбоз сосудов сердца и др.).

В ряде случаев наступлению смерти предшествует агония. Она характеризуется глубоким нарушением всех жизненных процессов в организме и может длиться до нескольких часов и даже дней. В этот период ослабляется сердечная и дыхательная функции, часто наступает помрачение сознания, кожные покровы умирающего становятся бледными, нос заостряется, появляется липкий пот, температура тела падает. Сознание спутанное. Иногда умирающий в состоянии агонии возбужден, мечется в постели и может причинить себе различные повреждения (нанесение ногтями рук ссадин на лице, шее, груди и других частях тела). Агональный период переходит в состояние клинической смерти.

При клинической смерти фиксируют прекращение дыхания и остановку сердечной деятельности, нарастающее кислородное голодание всех органов и тканей. При своевременном оказании медицинской помощи иногда можно вернуть умирающего из состояния клинической смерти к жизни. Такая возможность связана с тем, что в этот период при отсутствии внешних признаков жизни в тканях на минимальном уровне сохраняются обменные процессы. Благодаря большим успехам реаниматологии многие больные, находившиеся в состоянии клинической смерти, возвращены к жизни. Клиническая смерть продолжается примерно пять-шесть минут, однако низкая температура тела (гипотермия) может ее несколько продлить.

Биологическая смерть - это следующий этап умирания, который характеризуется переходом в состояние, когда наступают необратимые изменения в тканях и органах, и в первую очередь в высших отделах центральной нервной системы как наиболее чувствительных к кислородному голоданию, в частности в коре головного мозга. Ряд тканей и органов сохраняют свою жизнедеятельность более длительное время, что используется в медицинской практике при пересадке их от одного человека другому (от трупа живому человеку).

Мнимая смерть - это состояние, при котором жизнедеятельность организма настолько ослаблена, что внешне создается впечатление наступившей смерти. Для избежания таких ошибок трупы лиц, умерших, например в больницах, отправляют в морг не ранее чем через два часа после наступления смерти. С проявлением мнимой смерти работники следствия и эксперты могут встретиться при осмотре пострадавших на месте происшествия (поражение электрическим током, отравлением алкоголем, наркотиками, тепловой и солнечный удары, эпилепсия и др.). При малейшем подозрении на такую смерть необходимо принять меры для оказания пострадавшему первой медицинской помощи и направить его в лечебное учреждение.

Для установления факта смерти используется ряд ориентирующих признаков, указывающих на ее наступление. К ним относятся: отсутствие чувствительности (реакции) к различным раздражениям (термическим, болевым), рефлексов со стороны роговицы и зрачков, дыхания, кровообращения и др.

Оперативные работники и сотрудники органов следствия в своей практической деятельности должны знать эти ориентирующие признаки и умело их использовать при установлении факта смерти на месте происшествия (преступления). Наличие рефлекса со стороны роговицы проверяется дотрагиванием до нее каким-либо предметом (если человек жив, наступает рефлекторное закрытие глаза, на трупе оно отсутствует). Реакция зрачков на свет выявляется при закрытии ладонями глаз: у живого оно вызывает расширение зрачков (при снятии ладоней с глаз зрачки вновь сужаются), у трупа зрачки на свет не реагируют. Наличие кровообращения и сердцебиения устанавливается определением пульса; в больничных условиях сердцебиение и дыхание могу быть установлены рентгеноскопией (просвечивание рентгеновскими лучами) и регистрацией биотоков работающего сердца (электрокардиограммы).

Судебно-медицинский эксперт для констатации смерти использует как описанные выше ориентирующие признаки, так и достоверные признаки, связанные с появлением ранних трупных изменений.


Контрольные вопросы

2. Какая смерть называется насильственной?

3. Какая смерть называется ненасильственной?

4. Чем характеризуются клиническая и биологическая смерти?



| |

Смерть вызывает у человека беспокойство своей неизбежностью, неотвратимостью, с одной стороны, и неопределенностью наступ­ления - с другой. Здоровый или временно больной человек подав­ляет и вытесняет мысль о смерти. Танатофобия /навязчивый страх смерти/, которой страдает человек, которому смерть непосредст­венно не угрожает, - это признак невроза. С проблемой умирания и смерти медицинский работник встречается особенно при контак­те с очень тяжело и длительно страдающими больными. В прошлом «душевное утешение» таким больным предоставляли священники и религиозные организации. Измененные социальные условия с умень­шением религиозности ставят на место священника врача, меди­цинскую сестру, психолога. Они должны были бы обеспечить боль­ному право на достойное умирание. Для этого необходимо рас­смотреть в особенности биологические, клинические, психологи­ческие и философские взгляды на смерть и подготовить психоте­рапевтические методы, с помощью которых можно было бы справить­ся с критическим психическим состоянием больного. Однако тана­тология /т.е. наука о смерти/ находится лишь в начале своего развития.

Вкладом в эту проблему являются так называемые психологи­ческие вскрытия, проводимые в институте гериатрии в Массачусетсе. На конференции лечащих врачей, медицинских и социальных сестер, психологов, психиатров и священников оценивается жизнь умершего, главным образом, перед началом смертельного заболева­ния и его поведение в течение болезни. Исследования показали, что наступлению смерти может в большой степени способствовать сильный эмоциональный и социальный кризис, ее может ускорить капитуляция и особенно потеря способности очень старых и слабых больных понять окружающий мир. Эти больные также испытывают наибольший страх смерти. «Психическая аутопсия принесет не толь­ко пользу. Мы больше узнаем о том, как обращаться с больными, узнаем их потребности и будем иметь возможность сделать то, в чем умирающий действительно нуждается. Кроме того, психологичес­кие вскрытия могли бы способствовать пониманию нужд старых лю­дей и старости» /из наблюдений психолога института гериатрии/.

В прошлом человек с детства встречался со смертью родствен­ников и близких. Эта личная конфронтация все больше уменьшается. В связи с более частым умиранием в больницах смерть инсимиуционализируется. До своих 6 лет ребенок имеет представление об об­ратимости смерти. Полное понимание ее неотвратимости наступает примерно в пубертатный период. Религиозные представления о заг­робной жизни у детей сейчас являются чрезвычайно редкими.

Средний возраст, связанный с полной трудовой активностью и, как правило, с богатой и сложной личной жизнью, отодвигает мысль о смерти на край сознания. Угроза жизни в результате бо­лезней кровообращения, злокачественных процессов и тяжелых травм застает многих пострадавших и их родственников психичес­ки неподготовленными.


В старости человек понимает близость смерти, но с трудом примиряется с ней. Часто не справляется с повышенными требова­ниями к адаптации - при уходе на пенсию, смерти партнера, пере­езде - это подрывает его жизнестойкость и может ускорить его смерть. Естественная смерть - от возрастного одряхления - яв­ляется скорее исключением. Сама старость - это не болезнь, но она сопровождается многочисленными болезнями. Не только «от воз­раста нет лекарств», но также и от ряда болезней старости нет пока эффективных средств.

При подготовке человека к смерти можно опереться на некото­рые философские определения и примеры. Неизбежность смерти заставляет человека решать, действовать, жить полной жизнью и не откладывать свои действия до бесконечности. Примером философс­кого попирания смерти было мировоззрение Эпикура, который гово­рил, что смерть нас не касается, так как когда мы здесь, то смерти еще нет, а когда есть смерть, то нас уже нет. По мнению Спинозы, мудрость человека заключается не в мысли о смерти, а в мыслях о жизни. Сдвиг от мысли о смерти к мысли о жизни и к воспоминаниям о ее течении может также помочь умирающему прими­риться со смертью, а тем самым и облегчить умирание. Это смеще­ние тем легче, чем большую эмоциональную опору имеет умирающий в своем окружении, следовательно, во враче и медсестре.

Профилактически необходимо нарушить табу о смерти и гото­виться к ней еще в состоянии полной силы и здоровья. Полезной может быть также и апелляция к альтруизму каждого из нас: сде­лать собственное умирание переносимым и приемлемым, как можно менее тяжелым для окружающих, оставить о себе самые лучшие вос­поминания, проявить сопротивляемость и мужество. Речь идет о мужестве без риска - в отличие от мужества и отваги в обычной жизни. Но мужество по отношению к смерти проявится в том слу­чае, если оно было прочной чертой личности больного. С трудом его может вдохнуть в умирающего извне здоровый человек.

Уже упоминалось о том, что мера страха смерти не соответст­вует фактической опасности. Является парадоксом, что в цивили­зованном обществе, где физическое состояние людей отчетливо улучшается, увеличивается паническое опасение болезни и смерти, в первую очередь опасения болезней, переживаемых как «коварные» /инфаркт, инсульт, рак/. Обратим внимание на некоторые более широкие аспекты проблемы.

Современное промышленное общество создает в людях стихийно-потребительское отношение к жизненным ценностям. Некоторые эле­менты этого отношения проникают в образ жизни в любом обществе. Возникают определенные правила, в соответствии с которыми граж­данин должен обеспечить себе какой-то «обязательный стандарт». Перед его глазами стоят потребительские идеалы /автомобиль, да­ча, вилла, тип отпуска, одежды, оборудование квартиры/, а так­же и личные идеалы /внешний вид, сексуальная реализация, спор­тивная форма/. Так в людях возникает ощущение права, а также обязанности «пользоваться жизнью», потребление перестает быть средством и становится целью, не взирая на цену, которую необходимо платить, будь то в финансовом, медицинском отношении, или в виде создания угрозы для человеческих отношений. Мысль о смер­ти, о неотвратимом конце отступает в тень социально-психологи­ческого процесса. Тяжелая болезнь или неожиданная смерть близ­ких потом действует как ошеломляющий удар на психически не под­готовленных потребителей жизни. Излишняя популяризация прогрес­са медицинской науки иногда поддерживает в людях утверждение в ее почти неограниченных возможностях, что еще больше увеличи­вает риск разочарования. Особенно те люди, которые не очень за­няты на работе и не выполняют полезной общественной работы и остаются в тяжелые моменты одинокими, все чаще возвращаются к мыслям о том, что угрожает их жизни и здоровью.

Религиозные мыслительные системы, которые в прошлом сос­тавляли определенную часть образа жизни, воспитывали в людях определенные «психические антитела» против страха перед болез­нью и смертью. Культ страдания в обрядах и молитвах /«Помни о смерти!»/ делал из мысли о смерти, болезни и страданий состав­ную часть психической оснащенности человека, страдание станови­лось заслугой, которая якобы будет в загробной жизни справедли­во оценена. Религиозные институты действовали так с историчес­кой точки зрения в соответствии с интересами правящих властей, но индивидуально или групповым способом они могли предоставить посредством фиктивных ценностей облегчение от жизненных тягот. Атеистическое мировоззрение в сущности содержит гораздо меньше иллюзий, уводящих от жизни-фантазии и ритуалов.

Реакции на опасность или близость смерти:

А) смирение и спокойное принятие неизбежного;

Б) пассивная капитуляция, проявляющаяся в апатии и безраз­личии;

В) уход в обычные разговоры и воспоминания;

Г) уход в фантазию о бессмертии;

Д) при относительно сохранившихся психических и физических способностях компенсаторная деятельность может быть полезной /завер­шение работы, решение семейных проблем, путешествие/ или проб­лематичной и даже вредной /злоупотребление токсическими вещест­вами, переедание, эксцессы в эротике и сексе/.

Реакции на угрожающую смерть часто проявляются невербально, и они не обязательно проявляются в общем поведении или в словесном выражении, а могут быть и отрицательными.

В литературе описываются следующие фазы хронического опас­ного заболевания:

А) сознание наличия тяжелой болезни;

Б) внутреннее отрицание опасности;

В) ожесточение и даже гнев /по схеме «почему именно я...?»/;

Г) депрессия с суицидными мыслями и попытками, чаще спонтан­ными, чем итоговыми;

Д) договоренность - срок в представлении откладывается /«когда сын окончит школу»/;

Е) активное примирение со смертью, хотя надежда на опреде­ленное продление жизни сохраняется /«каждый день дорог»/.

Если надежда исчезает, то происходит:

Ж) пассивная капитуляция, отказ от связи с жизнью и потеря интереса к окружающему.

Фазы могут быть более или менее выражены и могут повторять­ся в соответствии с развитием болезни, ходом лечения и в связи с влиянием окружающей среды.

Собственно умирание. Задержанная смерть - это понятие, вы­текающее из новых условий лечения и ухода. Респираторы, искусст­венное или вспомогательное кровообращение, искусственная почка, электрические стимуляторы функций удерживают деятельность орга­низма в течение месяцев и лет, часто при отсутствии сознания. При нарушении этих искусственных методов жизнь, как правило, быстро прекращается. Эта лечебная техника делает необходимым дать новое определение смерти: смерть организма отождествляет­ся со смертью мозга, главным проявлением деятельности которого, кроме рефлексологических данных, является постоянная изоэлектрическая запись на электроэнцефалограмме, по более новым данным артериографическая блокада при непроходимости капилляров. На практике, разумеется, это выявление проводится в тех случаях, где установление момента смерти имеет большое значение, напри­мер, при установлении смерти донора органа, при решении вопро­са о дальнейшей реанимации и т.п. Граница между живым и мерт­вым в такой связи становится менее острой: до сих пор «живой» орган из мертвого тела становится условием для дальнейшей жиз­ни человека, которому угрожает смерть.

То обстоятельство, что труп является единственным источником «запасных частей» для тела больного, совершенно изменяет взгляд на мертвое тело и вызывает серьезные этико-правовые и медицинские проблемы. Необходимо преодолеть барьеры, которые человек испытывает при мысли, что после его смерти будут мани­пулировать с его телом. При этом психологическая проблематика гораздо сложнее и труднее.

Психология клинической смерти основывается на спорных и ненадежных сведениях. Некоторые люди, выведенные из состояния клинической смерти, говорят, что они видели свет, становившийся все более и более ярким, которого они боялись, но который притягивал их. Это не поддающееся описанию облучение они испы­тывали, не думая о собственной персоне и не осознавая этого. Возвращение к жизни они переносили как болезненное явление.

В новой связи проявляется проблема эвтаназии, которую диф­ференцируют на активную и пассивную. Активная эвтаназия - это умышленное умертвление из сострадания по требованию жертвы или без нее. Правовой порядок запрещает ее, активная эвтаназия расценивается как уголовное деяние - убийство. Особенно пробле­матичной и социально опасной она становится там, где врач или какой-нибудь другой институт решали бы вопрос о «напрасности и ненужности» человеческой жизни. История приводит трагические примеры этого. Нацистские врачи уничтожили в Германии во время второй мировой войны 40 000 психически больных, количество ко­торых в результате этого понизилось до 260 000. Активная эвтана­зия - это «метод наполненного шприца».

Пассивная эвтаназия - это ограничение или исключение осо­бенно сложных лечебных методов, которые хотя и удлинили бы жизнь ценой дальнейших страданий, но не спасли бы ее. Речь идет о сокращении дистаназии, то есть «плохого умирания». Это «ме­тод отложенного шприца». Несмотря на то, что и пассивная эвта­назия может быть проблематичной, решающей здесь является «мо­раль данной ситуации», по которой врач оценивает с точки зрения интересов и состояния больного и реальных лечебных возможностей все «за» и «против».

Психологическая помощь. Врачи стремятся облегчить положение больного путем симптоматического лечения, назначают паллиатив­ные и небольшие манипуляции, которые могут оказать благоприят­ное действие как плацебо. Врачи придерживаются принципа хорошего ухода и стараются уменьшить физический дискомфорт. Избегают вмешательств, которые сами по себе более неприятны, чем само заболевание. Проявляют понимание страхов и опасений больного, стремятся тактично отвлечь от них внимание его и переключить на более приятные или интересные впечатления и воспоминания из его прошлого. Обеспечивается более частый контакт с родственни­ками, особенно с родителями больного ребенка. Родственников предупреждают о том, чтобы напрасно не тревожили пациента. Сог­лашаются с помощью родственников при уходе за больным. Все де­лается для того, чтобы у больного не возникло ощущения, что он «списан со счета». В заключение беседы и обхода больного надо подбодрить словами «до свидания, до завтра». На вопросы больного о дальнейшем течении и длительности болезни следует отвечать в соответствии с психической сопротивляемостью больного. Положе­ние врача может облегчить то обстоятельство, что и при важных жизненных моментах действуют определенные социальные нормы, которые помогут преодолеть неприятные и сложные элементы кон­такта /«молчание - тоже ответ», «общественная ложь»/. Большин­ство больных это понимает и не сердится на врачей за такое по­ведение. Для трудного разговора с больным желательно неавтори­тарное, партнерское поведение, связанное с умением слушать и сопереживать. По данным некоторых авторов с этой проблемой ху­же справляются те врачи и психологи, которые сами боятся смер­ти, и поэтому встреча со смертью их больше всего волнует.

Например, одна женщина была свидетельницей предсмертного состояния и страха больной, которая лежала рядом с ней в пала­те. Вместе с другими больными она просила сестру как-нибудь облегчить страдания умирающей. Медсестра ответила: «В этом нет необходимости, она все равно умрет».

Аналогичная сцена была описана в литературе: «Недавно я был свидетелем того, как в больнице умирающую больную вывезли в коридор - за ширму. Вечерело. Сестры, громко переговариваясь, пробегали мимо, смеялись. Звенела посуда. Стукнула крышка мусорного ведра. Умирающая позвала сестру. Сестра сказала: «Но ведь я уже открыла окна настежь! Больше уже невозможно!». Потом шум в коридоре уже несколько утих - хрипение прекратилось. Сес­тра отодвинула ширму в сторону и подошла к телефону. «Уже все кончено, доктор, вы можете прийти». Двери были открыты, слова разносились по коридору».

Просьба обеспечить возможность достойного и человеческого умирания справедлива и неотложна, она касается всех, без исклю­чения.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Лечение массажем заболеваний внутренних органов
Секретная медитация: как перепрограммировать себя
История числа