Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дятел, конспект занятия по ознакомлению с природой. Дятел, конспект занятия по ознакомлению с природой Николай сладков рассказ дятел краткое содержание

Цели:

Уточнить и расширить знания детей о дятлах, о значении деревьев.
Познакомить с вредителями леса.
Учить детей понимать фразеологизм «длинный язык».
Развивать чувство ритма, мелкую мускулатуру кистей рук, мышление детей.

Оборудование:

Картинки с изображением дятлов, линейки, контурные рисунки дятла с недостающими деталями (клюв, лапы, хвост), цветные карандаши, оборудование для воспроизведения аудиозаписи с голосом дятла.

Дятел

Ход занятия:

На мольберте картинка, перевернутая тыльной стороной.

Ребята, сегодня нам снова предстоит совершить путешествие в удивительный мир крымской природы. А вот с кем мы сегодня познакомимся поближе, вам подскажет загадка.

Загадка о дятле

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

(Выслушать ответы детей).
Конечно, это дятел. Что в загадке подсказало вам правильный ответ? (Ответы детей). А что вы знаете об этой птице? (Ответы детей). (Ребенок, давший более полный или правильный ответ, приглашается к мольберту перевернуть картинку.

Вот он какой, лесной доктор – дятел.

Вредители леса – насекомые и их личинки – короеды, усачи, долгоносики искусно прячутся под корой и в глубине древесины деревьев. В такие узкие и глубокие щели залезут, куда ни человек, ни один птичий нос, кроме дятлиного, не доберется. Сначала дятел простучит дерево, «выслушает пациента». Здоровое дерево дятел не тронет, нет ему там поживы. А если дерево заражено вредителями, дятел, как доктор, точно над ними вскроет дерево, просунет язык и съест. Клюв у дятла крепкий, а язык длинный. Взгляните на линейки у вас на столах.

Красной линией отмечена длина дятлиного языка. Может кто-нибудь из вас знает эту цифру? (Ответы детей).
Высунуть язык дятел может на 13 сантиметров. Недаром люди говорят: «Для дятла длинный язык не помеха». Что значит это выражение? (Ответы детей). Длинный язык дятлу помогает кормиться. А если про человека говорят, что у него длинный язык, что имеют в виду? (Ответы детей). Что этот человек много болтает, а это может привести к неприятностям.

Один дятел за день может уничтожить 700-800 короедов. Это целая туча насекомых. Теперь вам понятно, почему дятла называют «лесным доктором»? Почему? (Ответы детей).

Пальчиковая гимнастика «Дятел»

А сейчас поиграем пальчиками.

Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.

(Дети по образцу воспитателя постукивают по столу указательным пальцем правой руки. Затем то же самое проделывают левой рукой и проговаривают вслух четверостишие).

Вы обратили внимание, какие странные имена у древесных вредителей? Давайте подумаем, почему они получили такие имена? Короед? (Ответы детей). Правильно, ест кору деревьев. Усач? (Ответы детей). У него длинные усы. Долгоносик? (Ответы детей). У долгоносика длинный нос. Древоточец? (Ответы детей). Он точит, грызет дерево. И это только некоторые вредители, а всех и не перечислишь. Как не сказать дятлу «спасибо», за то что он поедает такое огромное количество вредителей, и тем самым сохраняет деревья. Ведь деревья очень важны для жизни людей и зверей. Давайте подумаем, почему? (Ответы детей).

Деревья обеспечивают нас чистым воздухом.
Деревья дают тень в жаркие дни.
Деревья – это дома для птиц и некоторых зверей.
Деревья одаривают своими плодами, дают древесину
для мебели и других изделий.
Деревья украшают нашу землю.

А сейчас немножко поиграем. Вставайте.

Физминутка «Добрый лес»

Добрый лес, старый лес,
(Развести руки в стороны)

Полный сказочных чудес!
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас!
(Ходьба на месте)

Ждут вас на лесной опушке
(Присесть)

Птички, бабочки, зверушки.
(Медленно подняться, повороты со взмахами рук)

Паучок на паутинке
(Пальцами правой руки выполнить от плеча левой руки перебирающие движения вниз)

И кузнечик на травинке
(Пальцами левой руки выполнить от плеча правой руки перебирающие движения вниз)

Мышка, мышка,
Серое пальтишко.
(Мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперед, «лапки» перед грудью)

Мышка тихо идет,
В норку зернышко несет.
А веселые зайчата,
Длинноухие ребята -
Прыг да скок, прыг да скок,
(Прыжки. Ладони прижаты к голове, изображая «ушки»)

Через поле за лесок.
В воздухе над лужицей
Стрекозы быстро кружатся,
Взлетают и садятся,
(Бег чередуется с остановками. Во время остановок – присесть)

На солнышке резвятся.
Птички в гнездышках
проснулись,
Улыбнулись, встрепенулись:
«Чик-чирик, друзьям привет!
Мы летаем выше всех.
(Легкий бег врассыпную; дети имитируют, как птицы чистят крылья, машут ими и и хвостиками, летают)

До свиданья, старый лес,
Полный сказочных чудес!
(Помахивание рукой, повороты вправо-влево, ходьба)

Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
(Широко развести руки в стороны, сесть на место)

Удивительная птица дятел. Трудно поверить, что в старину люди недолюбливали его. Дело в том, что когда дятел замечает в лесу человека, то резко вскрикивает: «киик-к, кии-и-к». И с любопытством выглядывает из-за ствола, перелетает с дерева на дерево, провожая путников. Суеверные люди пугались, считали, что за ними подсматривает злой дух, и убивали дятлов. Суеверные – это пугливые, верящие в разные приметы люди.

Перед свадьбой дятел самец «музицирует» - выбирает сухую ветку и колотит по ней клювом. Невеста самочка летит к нему и вдвоем они приступают к нелегкой работе по выдалбливанию дупла. Трудятся они несколько дней. Внутри дупло птицы ничем не выстилают, и самка так и кладет яйца прямо на твердое дно. Но птенцам и так не плохо. Сидят они бок о бок, опираясь на пятки. А на пятках у них специальные мозоли, чтобы сидеть удобно было. Из дупла целый день раздается детский галдеж, и слышно его далеко. Сначала, когда птенцы еще маленькие – шипят, а чуть повзрослеют, выглядывают то один, то другой и кричат: «те-те-те-те-те…» Птенцы других птиц обычно таятся в отсутствие родителей, а дятлам в узком, глубоком дупле хищники не страшны, вот и кричат они с утра до вечера.

Когда птенцы еще слепые, голые и совсем слабенькие, мать и отец в дупло залетают с едой, позже садятся на его край и кормят. Едоки дятлы отменные. Еще до восхода солнца вылетают за добычей, а возвращаются, когда уже стемнеет. Едят все подряд: и жучков, и гусениц, и кузнечиков, и личинок.

Когда дятлята подрастут, начинают лазить по стенкам, позже из дупла выбираются и уже снаружи тренируют ноги. И хвостик. Хвост у дятла наряду с ногами и клювом первый работник. Дятел хвостом упирается, когда клювом работает; спит дятел, сидя на хвосте и вцепившись коготками в стенки дупла; во время прыжка, дятел хвостом отталкивается. Вот какая интересная птица дятел.

Перед вами контурный рисунок дятла на котором не хватает некоторых деталей (клюв, лапы, хвост), дорисуйте их и раскрасьте весь рисунок.

Вопросы:

1. За что дятла называют «лесным доктором»?
2. Что вы знаете о вредителях леса?
3. Чем удивителен язык дятла?
4. Почему деревья так важны для природы и человека?
5. За что суеверные люди недолюбливали дятла?
6. Как кричит дятел?
7. Как дятлы устраивают себе жилье?
8. Как появляются птенцы? Как ведут себя?
9. Чем питаются дятлы?
10.Как дятлы используют свой хвост?

Послушайте рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и дятел».

«Жалейкин и дятел»

Пришел Жалейкин в березовую рощу. Слышит: стучит кто-то, как топором. Подкрался Жалейкин и видит: сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало березу.

Кыш, вредная птица! – закричал Жалейкин. – Носищем своим все березы попортишь!

И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищал ее от жуков, личинок и гусениц.

Расплодились жуки-короеды, древоеды, древоточцы. Стали березы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая, веселая роща, а стала – мертвый сухостой да валежник.

Вопросы по рассказу:

Почему писатель назвал мальчика Жалейкиным?
Как вы думаете, почему Жалейкин прогнал дятла?
Правильно ли он сделал? Почему? О чем Жалейкин не знал?
Что же произошло с деревом после того, как Жалейкин прогнал дятла?
Почему на березе не стало листьев? Кто их съел?
Как вы думаете, понял ли Жалейкин свою ошибку?
А всегда ли вы поступаете в природе правильно?

Дятел — мастер на разные штуки.

Может дупло выдолбить. Ровное, круглое, как пятачок.

Может станок для шишек смастерить. Втиснет шишку в него и выколачивает семена.

Есть у дятла и барабан — звонкий упругий сучок.

Надолбится, набарабанится — захочет пить.

На этот случай есть у дятла питьевое колечко. Его он тоже делает сам.

На землю дятел спускаться не любит: коротконогий он — неловко ему на земле. Не летает он и на водопой — на речку или к ручью. Пьёт как придётся. Зимой схватит снежку, летом слизнёт росинку, осенью — капельку дождя. Дятлу немного надо. И только весной — дело особое. Весной дятел любит пить берёзовый сок. Для этого и делает дятел питьевое колечко.

Колечко, наверное, видели все. Даже на берёзовых поленьях. Дырочка к дырочке на берёзовой коре — колечком вокруг ствола. Но мало кто знает, как дятел делает это кольцо. И почему оно сделано не как-нибудь, а всегда кольцом... Я стал следить и понял, что дятел... и не думает делать кольца!

Он просто дырочку в берёзе пробьёт и слизнёт капельку сока.

Немного погодя опять прилетит: ведь на дырочке набухает сок. Сядет так, чтобы удобно было слизнуть, слизнёт набухшую каплю — вкусно. Да жалко, сок из старой проклювинки тихо течёт. Дятел чуть голову вбок отведёт и пробивает новую дырку.

Ещё прилетит — садится уже под новую дырочку, старая-то заплыла. Выпьет из новой сок — рядом свежую дырочку продолбит. И опять ни выше, ни ниже, а сбоку, где, не трогаясь с места, удобно клювом достать.

Дел весной много: дупло, барабан, станок. Охота и покричать: прямо в горле всё пересохло! Потому то и дело летит на берёзу — горлышко промочить. Сядет, лизнёт, добавит к ряду проклювинку. Так и получается на берёзе колечко. И ничто другое получиться не может.

Жаркая идёт весна.

Кольцует дятел берёзы. Нижет колечко к колечку.

Мастер дятел на штуки.

Урок внеклассного чтения

по сказке Н. Сладкова «Клёст и дятел» 2 класс

Цели:

познакомить учащихся со сказкой Н.Сладкова “Клёст и Дятел”;

развивать интерес к художественной литературе, умение рассуждать на основе наблюдений, делать выводы;

воспитывать любовь к родной природе, бескорыстное отношение к ней.

Ход урока

I. Оргмомент . Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

II. Актуализация знаний.

Куда же мы отправимся сегодня в путешествие? (В лес). А вот кого мы встретим в лесу, вы узнаете, отгадав загадку.

А кого в лесу недаром

Называют санитаром?

О себе загадку нам

Загадать он хочет сам:

По деревьям я скачу,

Проверяю их, лечу.

Клювом я стучу: тук-тук.

Где тут, где тут вредный жук?

От меня спастись не пробуй,

У меня язык особый.

У меня на нём крючки.

Рассказ ученика. Дятел имеет пёструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают: короткие ноги с цепкими когтями, хвост похожий на клинышек, который служит опорой. Клюв у дятла прямой, крепкий и острый.

Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Гнездо самец и самка делают совместно, выдалбливая его в стволе осины, ольхи или берёзы. Ночью дятлы отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенкам дупла.

Дятел очень полезная птица, он избавляет деревья от насекомых-короедов. За день съедает 750-900 короедов. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим птичкам.

Учитель: А ещё дятла называют – санитаром леса! Почему?

Дятел выбраковывает больные, заражённые вредителями деревья.

По дереву передвигаются дятлы по спирали и постоянно постукивают, долбя кору. Язык у птицы покрыт клейкой слюной и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых.

Учитель: А о ком эта загадка?

Кто там прыгает, шуршит,

Клё! Клё!Клё! – поёт со свистом. (Клёст)

Учитель: Что вы знаете о клестах? А хотите узнать?

Это клёст багряно-бурый,

Отродясь он не был хмурым

Целый день трещать готов:

Не боюсь я холодов.

Это своеобразная таёжная птица, размером с воробья. У клеста необычное строение клюва, как у попугая: нижняя и верхняя части изогнуты в разные стороны. Этот клюв специально приспособлен для того, чтобы добывать семена из шишек. Но крючковатость появляется только у взрослых птиц. Клесты вьют гнёзда в густых ветках на вершине ели. Гнёзда двойные, как рамы в окнах для того, чтобы в гнезде было тепло, так как клесты выводят своих птенцов в самые лютые зимние морозы. Когда на дворе очень холодно, то птенцов согревает живая печка – мама, а топливо (корм) доставляет отец. За время своего существования клесты научились очень ловко расправляться с шишками – ведь за короткий зимний день только для себя взрослая птица должна извлечь до 2000 мелких еловых семечек.

Какое открытие сделал каждый из вас для себя, прослушав рассказы детей?

Чем питаются птицы? (Клёст – семенами шишек, дятел – насекомыми)

Наверное, поэтому и клюв у них разной формы. Опишите.

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать? Предположения детей.

III. “Открытие” детьми нового знания.

Написал сказку о лесных жителях известный писатель и большой знаток природы Николай Иванович Сладков. Он учит любить природу, наблюдая и восхищаясь её мудростью. В своих книгах писатель собрал удивительные истории о зверях и птицах, с которыми целый год происходят самые разные чудеса.

Николай Иванович Сладков родился в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил природу и очень ею интересовался. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Приходя в лес, он всегда имел с собой фотоаппарат, тетрадь для записей, альбом и краски, бинокль. Он призывал людей: “Откройте глаза – и красота земли хлынет в вас водопадами красок”.

Как вы понимаете это выражение? (Нужно уметь наблюдать, быть внимательными, любознательными, и тогда природа поделится своими тайнами). Мы с вами тоже будем вести наблюдение за птицами и исследуем, чем они занимаются.

Чтение сказки Н.Сладкова “Клёст и Дятел” учителем.

Согласны ли вы со словами Клеста, что “он лес сажает, а ты (Дятел) его рубишь. И лесу, выходит, я – друг, а ты - враг”.

Кто выступил в защиту Дятла?

А в чём ещё упрекал Клёст Дятла?

Ребята, Дятел всегда в движении, он предлагает нам отдохнуть вместе с ним.

Физкультминутка.

В яркой шапке пёстрый дятел.

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мёрзлый ствол:

“Эй, компания, за стол!”

Подбирайте для почина

Кто жуков, а кто личинок, –

Клад разведан под корой,

Открывайте пир горой!

Словарная работа проводится по ходу чтения сказки. В сказке встречаются трудные слова, мы научимся их сейчас читать.

Стамеска - инструмент для работы по дереву, про-рас-тёт

кривая отвёртка - инструмент, ис-ко-вы-рял

пробоинка - дырка, про-скри-пе-ла

дробь - металлические шарики, про-ше-лес-те-ла

топором тесали - срубили верхний слой дерева,

берёста - кора берёзы,

след простыл - исчез очень быстро.

Повторное чтение сказки.

Вопросы после чтения.

С чего всё началось?

С чем сравнивает клюв Дятла и свой клюв Клёст? (Со стамеской и кривыми отвёртками).

Как Клёст лес сажает?

От кого спас Осину Дятел? А Берёзу?

Как помогли Дятел и Берёза Бабочке-траурнице? Синичкам, муравьям?

Пользу или вред приносит Дятел, когда выдалбливает дупла?

О каких птицах узнали? (О поползне, сыче, синичке-гаичке)

Как по ходу сказки называют Дятла? (Враг, долбонос, строитель)

Убедят ли Клеста все жители леса в том, что Дятел – друг леса? Почему вы так думаете?

Какие открытия сделали для себя, познакомившись со сказкой?

Итог. Создание книжки-малышки.

Давайте попробуем создать книжку-малышку для детей. Из каких элементов состоит книга? (Обложка, страницы). Я вам приготовила основу для творчества, а вы пофантазируете. Учитель раздаёт листы с заготовками, дети раскрашивают. Потом листы собираются в книжку-малышку.

Домашнее задание.

Кем вы были на уроке? (Слушателями, фантазёрами, художниками, рассказчиками, исследователями, изыскателями).

– А знаете ли вы, о чем птицы говорят между собой?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Николай Сладков

КЛЁСТ И ДЯТЕЛ

Смотрю, Дятел, на твой нос и сравниваю со своим, - сказал Клёст. – Твой прямой, как стамеска, а мой, как две кривые отвёртки. И все-таки мой кривой получше твоего прямого будет.

И чего в нем, кривом, хорошего? – отвернулся дятел. – А из-под моего, прямого, только щепки летят!

В этом-то и беда! – воскликнул Клёст. – Ты стамеской своей деревья портишь, а я отверткой кривой всего лишь чешуйки на шишках отгибаю, семена достаю. Глядишь, одно-другое семечко уроню, - оно и прорастет. Выходит, я лес сажаю, а ты – враг. И все из-за твоего прямого носа!

Дятел от обиды даже долбить перестал.

Полюбуйся-ка на свои труды! – не унимается Клёст. – Осину исковырял словно её топором тесали.

Осина больная была. Я ее от сверлильщиков и точильщиков разных спасал. Этим вот самым носом.

Спасибо, Дятел, - проскрипела Осина. – От смерти спас – совсем засыхала.

Клёст от удивления клюв свой кривой разинул.

Но он, долбонос, и здоровые деревья калечит! Вон как Берёзу изрешетил – словно дробью прострелянная. Вся берёза в слезах.

Не слезы это, - прошелестела Берёза. – Просто капельки сока выступили из пробоин. Пробоинки заплывут, я и думать о них забуду.

А я не забуду! – пискнула Бабочка-траурница. – Капельки эти весной от голода меня спасли. Спасибо, Береза!

Спасибо, Дятел, - замахали усиками муравьи. – Целебный берёзовый сок нам силы вернул – очень мы за зиму отощали.

Спасибо, Берёза и Дятел, - запищали синички белощёкие, долгохвостые и хохлатые. - Славно мы сладким соком поугощались!

Все кричали, пищали, свистели. Только Дятел смотрел на Клеста и молчал.

А Клёст не хотел молчать, так и вертел своим кривым носом.

Ты, - кричит, - глубокие дупла в деревьях выдалбливаешь! А сколько вас, дятлов, в лесу? Каждый по дуплу – и весь лес дырявый. Я, значит сажаю, а вы дырявите!

Чем больше дупел в лесу, - крикнул Поползень, - тем больше нас, дуплогнёздников! А чем больше нас – тем меньше лесных вредителей – тем лесу лучше! А чем лучше лесу – тем лучше всем! И тебе, Клёст, тоже!

Слыхал? – повернулся Дятел к Клесту.

Клёст только крылышками развел.

У-го-годил Дятел и мне! – выкрикнул Сыч. – В дуплах у меня морозильники. Мышей и полёвок зимой замораживаю. Про запас. А от них лесу вред.

Слыхал? – снова Дятел Клеста спросил.

Тут Синичка-Гаичка пищит:

Гай, гай, где бы мы, пичужки, в мороз и вьюгу зимой прятались, где бы зимнюю ночь коротали? Спасибо ему, строителю-долбоносу!

Слыхал? - повернулся Дятел к клесту.

А того уже и след простыл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте. Внеклассное чтение. "День героев Отечества".

Внеклассное чтение для обучающихся 1 класса, посвящённое Дню героев Отечества. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности у обучающихся....

Урок обучения грамоте. Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н.

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие: развивать фонематический слух, речь, внимание, н...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Запеканка из курицы с баклажанами
Крылатые фразы Высказывания крылатые фразы цитаты
 Православный приход храма Успения Божьей Матери г