Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как сделать счетный материал. Игры пальчиковые раннее развитие вязание крючком моделирование конструирование развивающие пособия своими руками для детского сада дерево киндер-сюрприз коробки крупа пряжа. Математические игрушки своими руками от Оксаны Деми

МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» п.Эгвекинота»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
«Математические игры
и счётный материал
своими руками»
Материал в рамках педагогического проекта
«Математика­ занимательная игра»

Цель
использования дидактического игрового материала
на занятиях и в свободной деятельности детей
Занимательный математический материал способствует решению задач
всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать
умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом,
увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять
математические представления, закреплять полученные знания и умения,
упражнять.
Занимательный математический материал является хорошим средством
воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к
логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное
напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме.
Пропаганда среди родителей занимательного математического материала
для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатели рекомендуют
родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с
детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку.

Основные требования к выполнению работ:
Дидактический материал должен
быть:
 в достаточном количестве на каждого ребёнка +
запасной материал
 художественно оформлен
 различным на каждом занятии
 понятен детям
 соответствовать друг другу

Дидактическая игра «Волшебное лукошко»
Цель: Закрепить цифры от 1 до 10, прямой и порядковый счет, состав числа. Учить
решать примеры на вычитание и сложение.
Дидактический материал: 10 корзинок с числами от 1 до 10, вырезанные картинки в
виде овощей, фруктов или грибов.
Один из вариантов усложненной формы игры, решить пример написанный на грибочке,
и отправить в корзинку с нужным ответом.

Дидактическая игра «Солнышко»
десятка.
внимание.
Материал: макет солнышка, кармашек
с цифрами от 1 до 10, лучики
Ребенок должен вложить в карман
цифру, и прикрепить необходимое
количество лучей
Дидактическая игра «Геометрические
вазы»
по форме,цвету;
Цель: Закреплять знания геометрических
фигур ­ круг, треугольник и квадрат.
Задачи: Упражнять в умении соотносить
предметы
выполнять
словесные инструкции; развивать внимание;
формировать усидчивость.
Материал: вазы разных
фигур; цветы с геометрическими фигурами.
Задача ребёнка – «наклеить» на стебельки в
вазах цветы с сердцевиной определенной
геометрической формы.
геометрических

Счётный материал
«Овощи, фрукты и ягоды»

состав
числа
память,
Дидактическое пособие для
решения простых задач
развивать
закрепить
Цель:
первого десятка.
Задачи:
мышление, внимание.
Материал: дерево (яблоня, груша),
на которую при помощи ленты можно
прикрепить яблоки, груши:
На
зайцы,
крепятся
ромашки, грибочки, на коричневом
фоне растёт морковь, редис, репка.
При решении задачи выставляется
снизу результат
полянку

Дидактическая игра
«К своему цветку»
Цель: учить счёту в пределах 10.
Учить соотносить количество и
цифру
Дидактическая игра
«Ромашка»
Цель: решение примеров и задач на
сложение и вычитание в пределах 10.
Лепестки приклеены к прищепкам.

Дидактическая игра для детей «Математический поезд»
Цели: способствовать развитию мелкой моторики рук с помощью шнурования;
закреплять знание цифр от 1 до 5; учить соотносить количество предметов с
соответствующей цифрой; закреплять количественный и порядковый счет от 1 до 5.
Развивать память, внимание, усидчивость.
Материал: вагончики разных цветов с цифрами от 1 до 5; шнурки разных цветов;
картинки животных в окошках.
Ход игры:
1. Посадить в вагончик столько зверей, какая цифра нарисована на вагоне.
2. Прошнуровывать по одному вагончику от 1 до 5, соединив их между собой;
3. Расставить вагончики соответствии порядкового счета" первый, второй и т. д. ";
4. Сравнить количество колес на вагончиках и локомотиве.

Счётный материал
«Куколки»
Выполнен из контейнера
киндер­ яйца.
Счётный материал
«Пельмешки для куколки
Выполнен из ватных дисков.

Дидактическая математическая игра
«Букет в вазе»
Цель: Закрепить количественный счет в пределах 10. Учить
соотносить количество с цифрой. Развивать логическое
мышление память, внимание.
Игровой материал:
На панно ваза с зелеными листьями и стеблями на концах
которых приклеена липучка, набор цветов, вырезанных из
фетра, цифры от 1 до 10 и знаки ­, +, <, >, =. Под вазой
приклеены липучки для составления примеров.
Дидактическая игра
«Геометрическая мозаика»
Цель игры: Закрепить геометрические фигуры.
Развивать логическое мышление, фантазию.
Всем педагогам известно, что дети любят
строить, фантазировать. Эту игру можно
использовать и на занятия по ФЭМП,
конструированию и в свободной игровой
деятельности.

Дидактическая игра «Божья коровка»
Цель: закрепить состав числа первого
десятка.
Задачи: развивать память, мышление,
внимание.
Материал: макет божьей коровки
написанными
цифрами от 1 до 10, прищепки.

Ребенок должен прикрепить
необходимое количество лапок­ прищепок,
соответствующих написанной цифре.
с
табличками­
голове
на

Дидактическое пособие «Аквариум»
развивать память, мышление,
закрепить состав числа первого
Цель:
десятка.
Задачи:
внимание.
Материал: аквариум и набор рыбок из
фетра. Прикрепляются при помощи липкой
ленты

Дидактическая игра
«Цифры и картинки»
Дидактическая игра представляет собой набор карточек с изображением различных
предметов или животных и кружочки с изображёнными на них цифрами (от 0 до 10).
Ребенок выбирает карточку, считает изображенные на ней предметы и в обозначенное
место ставит кружок с нужной цифрой.
Цель игры: формирование элементарных математических представлений, развитие
внимания, памяти, мышления, а также развитие мелкой моторики рук.
Играя в эту игру, ребенок учится считать, учится соотносить количество с цифрой,
запомнит цифры.

Развивающая игрушка
«Гусеница»
1. Развитие мелкой моторики рук;
2. Сравнение кружочков по размеру,
выкладывание их в порядке возрастания или
убывания;
3. Знакомство с цветами спектра;
4. Развитие фантазии.
Дидактические игры со стаканчиками
1. «Построй ряд»­ поставить стаканчики по порядку, в
обратном порядке.
2. «Составь число»­ составить число 5 из двух меньших.
3. «Чётное­нечётное»
4. «Кто быстрей»­ нужно решить пример, ответ закрыть
стаканчиком, побеждает тот, кто быстрее решил.
5. «Что пропало?»­ поставить стаканчики с цифрами от 1
до 10, убрать один или несколько.
6. «Собери башню»­ кто быстрее решит пример, забирает
себе стаканчик и строит башню, у кого она выше, тот и
победил.

Дидактическая игра
«Пришейте пуговицы»
Цель: Учить различать цвета; развивать
зрительное восприятие, мелкую моторику
рук.
Материал: карточки с изображением пальто,
кружочки – пуговицы для наложения
Дидактическая игра «Весёлые цифры»
Цель: Учить выкладывать цифру по образцу;
развивать зрительное восприятие, мелкую
моторику рук.
Материал: карточки с изображением цифр,
кружочки для наложения

Дидактическая игра
«Воздушные шарики»
Цель: Развивать умение различать и называть
основные цвета, величину фигуры. Учить
сравнивать по цвету и размеру, находить
признаки сходства и различия.
Материал: шарики разные по величине и по
цвету, ленточки к шарам разные по ширине и
длине
Дидактическая игра
«Весёлый поезд»
Цель: Закрепление знаний
дошкольников о геометрических
фигурах; развитие зрительного
восприятия.
Содержание игры: педагог
предлагает ребёнку «сцепить
вагончики», правильно составив
геометрические фигуры.

Дидактическая игра «Дни недели»
Цель: закрепление дней недели.
Содержание: дети бегают под музыку, в руках
разноцветные карточки, которые
соответствуют определенному дню недели.
Как только заканчивается музыка, дети
должны встать по порядку.
Развивающая игра «Подбери по форме»
Цель: развитие внимания, памяти, зрительного
восприятия, ассоциативного мышления.
Закреплять у детей умение зрительно узнавать в
окружающем пространстве цвет, величину, форму
предметов, развивать зрительное внимание,
память.
Игровые правила: Отбирать только предметы
определённой геометрической фигуры в
окружающем мире. Выигрывает тот, кто не
ошибётся

Когда моя дочь ходила еще в детский сад, я уже вовсю занималась с ней. Мы потихоньку учились читать и к четырем годам знали все буквы и умели их соединять в слоги. Правда читать мы научились чуть позже.

Считать было сложно. Цифры мы учили долго и упорно, пробовали их писать в специальной тетради, это что-то типо прописи, где по точкам нужно обвести цифру и потом нарисовать нужное количество овощей или фруктов. По образованию я психолог детский, поэтому все, что мы делали с дочерью проходило в игровой форме и совсем не напрягало. Ребенок сам уже брал тетради и делала что-то самостоятельно. Когда же мы выучили первые десять цифр, настал момент, когда можно пробовать их складывать. Для этого я в магазине купила пособие, где эти цифры нужно было вырезать и разложить в специальные кармашки. Все помнят школьную кассу букв и цифр, так вот это практически тоже самое, только по математике. В набор входит инструкция как правильно пользоваться данным пособием. Для начала нужно было вырезать это все с ребёнком вместе, как бы вовлечь ее в процесс обучения. Далее для каждой цифры предусмотрен отдельный карман. Мы раскладывали их в порядке возрастания. Потом мы вырезали знаки больше, меньше, равно, плюс и минус. Там еще есть специальный отдел, где можно разместить красивые картинки с изображением фруктов и овощей. Благодаря чему визуально ребенок постепенно начинает складывать. Естественно в пять лет мы занимались всего по двадцать минут в день. Но делили наше занятие на два. Половину времени мы тратили с утра, вторую половину вечером. Таким образом дочери не надоело, да к тому же пройденный материал усваивается быстрее. Вот одно из занятий мы например считали морковку для зайчика, потом яблоки для козочки. Все картинки на плотном картоне, поэтому пользовались мы этим пособием довольно долго. Он не мнется и хранится в специальной папке, которая позволяет после занятия убрать все по своим местам. Два дела одновременно. И учитесь математике и приучаете своего ребенка быть бережливой и убирать все на свои места. Счет до десяти, да к тому же еще и умение складывать и вычитать ребенок осваивает примерно за полгода. Конечно нужно учитывать то обстоятельство, что заниматься нужно каждый день и обязательно вместе со взрослым, чтобы вы могли подсказать или для того, чтобы смоделировать какую-нибудь ситуацию в игровой форме. Так что дорогие родители советую вам обязательно приобрести это пособие.

Видео обзор

Все(2)

Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС), входит в систему работы с дошкольниками в детском саду. Однако возрастные особенности детей требуют особо тщательной подготовки наглядных пособий. Самая важная роль отводится именно счётному материалу. Мы рассмотрим виды счётного материала, используемого на занятиях по математике в разных возрастных группах, и дадим советы, как демонстрационного и раздаточного, изготовить его своими руками.

Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал - комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа».

Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:

  • конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
  • используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
  • возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).

Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше

Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • научным (соответствовать научным данным о счёте);
  • педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
  • санитарно-гигиеническим (не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
  • эстетическим (красивое оформление. яркие и чёткие изображения)

Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп

Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:

  • крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
  • мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.

Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.

  1. Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
  2. . Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
  3. Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
  4. Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших - 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.

Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности.

Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.

На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации

Виды раздаточного материала

Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:

  • палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
  • блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
  • кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
  • пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
  • бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
  • картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
  • веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
  • лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.

Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе».

Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала

Возможности счётных кубиков позволяют использовать их вплоть до подготовительной группы Для освоения навыка счёта до 5 удобно использовать специальные пирамидки Веер с цифрами - это пособие для школы, но может использоваться и в детском саду На блоках можно отработать усвоение основных геометрических фигур и счёта предметов в группах Учиться считать на палочках можно совершенно незаметно: например, выкладывая из них фигуры

Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»

Лэпбук - это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.

Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки - плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.

Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками

Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».

  1. Закрепить умение считать до 10.
  2. Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
  3. Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
  4. Учиться писать цифры.
  5. Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
  6. Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
  7. Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
  8. Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.

После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.

Обычно в лэпбук входят:

  • картинки с цифрами для зрительного восприятия их графического образа;
  • карточки с цифрами и предметами (либо отдельно, либо 2 в 1);
  • пазлы (разрезанные цифры или картинки, на каждом кусочке которых изображена цифра и пр.);
  • картинки со сказками, в названиях которых есть цифры;
  • раскраски;
  • прописи;
  • загадки, считалки и т.д.

Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.

Фотогалерея: пример самодельного лэпбука

Для лэпбука использование папки-скоросшивателя является самым прочным Карточки с точками и цифрами можно положить в яркие конвертики, чтобы малыш заинтересовался их содержимым При изготовлении такого пособия предполагается, что дети умеют писать Выкладывая цифры из элементов, дети запоминают графический образ чисел, а также тренируют глазомер С помощью лэпбука дети быстро и легко понимают суть сравнения Решив пример на гараже и на машине, ребёнок должен соотнести одинаковые ответы Дети, как правило, с азартом включаются в игру домино

Индивидуальные карточки по математике для второй младшей, средней, старшей групп

Обучение счёту это то, что требует от ребёнка максимальной сосредоточенности и постоянной практики. Последнее призваны обеспечить индивидуальные карточки - методические пособия для работы над темой по одному или в мини-группах (2–3 человека).

  1. Во второй младшей группе для отработки понятия один-много, например, карточка может быть с изображением паровоза. Ребёнок получает стопку вагончиков и распределяет их по карточке. Параллельно с этим взрослый акцентирует внимание малыша на том, что сначала вагонов не было, потом появился один, а потом «много».
  2. В средней группе счёт до 5 очень эффективно тренировать с помощью соотнесения элементов картинок (например, точек на спинке у божьей коровки) и графического образа числа.
  3. В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Или карточки с изображением цифр для восстановления порядка счёта. Кстати, таким же образом тренируется навык написания цифр.
  4. В подготовительной группе карточки могут представлять собой графические примеры на сложение-вычитание: ребёнок считает количество объектов слева от знака + или - и пишет результат в отведённую для этого клетку.

Из практичных соображений карточки лучше ламинировать. Тогда, даже если малышу и нужно будет по заданию что-то написать (к примеру, ответ-решение примера), он сможет сделать это маркером, который легко вытирается с целлофана.

Для того, чтобы цифры были всегда в поле зрения детей, в группе можно установить папку-передвижку «Весёлый счёт». Она познакомит малышей и с цифрами, и с количеством предметов в группе.

Фотогалерея: примеры индивидуальных карточек и картинка для папки-передвижки

В младшей группе малыши учатся оценивать множества с помощью крепления разного числа вагонов к локомотивам В подготовительной группе дети выполняют сложение и вычитание в рамках от 1до 10 Малыш средней группы должен посчитать пятнышки на спинке божьей коровки и соединить её с подходящей цифрой В старшей группе дети учатся выполнять несложные арифметические действия в пределах от 1 до 10 Яркие и красивые картинки с папки-передвижки привлекут внимание ребят и научат соотносить цифру с количеством предметов

Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах

Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.

Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы

Карточки с цифрами можно сделать дома Переставляя количество шариков, ребёнок научится считать до 10, а также сортировать вещи по принципу «новое/старое» Индивидуальная карточка может содержать задание творческого характера: вылепить цифру из пластилина Такие домики помогают детям усвоить состав числа

Чтобы малыш успешно постигал азы математики, взрослым часто приходится пользоваться различными наглядными пособиями. Среди них особое место отводится счетному материалу. Выбирая его среди огромного разнообразия, нужно подобрать тот вариант, который будет удобен вам и интересен детям.




Особенности выбора

На занятиях по математике предметы представляют собой элементы множеств, с которыми нужно произвести определенные действия. Относительно них может быть поставлен конкретный вопрос об их количестве. Здесь не уточняются какие-то моменты, которые могут быть интересны на занятиях по другому предмету. Например, если идет речь о птичках на ветке, то абсолютно неважно, какие это птицы.

На математике обращают внимание только на количество и количественные отношения. Для того, чтобы детям материал стал понятен, очень часто используют счетный материал.



К данному виду наглядных пособий относятся счетные палочки, счеты, счетные доски, или, как их называют по-другому – абаки, арифметический ящик, геометрические мозаики, различные наборы тематических или геометрических фигурок для счета, кассы счетных материалов .

Правильный выбор средства для обучения детей сделает обучение занимательным и увлекательным. Важность этого обусловлена тем, что малыши вплоть до начала обучения в начальной школе познают и запоминают новое гораздо эффективнее, если их заинтересовать.

Среди факторов, определяющих ваш выбор, должны быть материалы, из которых сделаны наборы, подходящий возраст детей, предпочитаемые формы.


Материалы изготовления

Для изготовления наборов счетного материала используются самые различные материалы. Это могут быть картонные карточки, высокопрочные пластиковые или деревянные фигурки, элементы на магнитах. Делая выбор в пользу того или иного материала, из которого сделан счетный материал, следует учитывать в первую очередь его безопасность и экологичность.




Так, пособия, изготовленные из дерева, считаются экологически чистыми и приятными на ощупь. Как правило, они раскрашиваются вручную безопасными нетоксичными красками. Качественные пластмассовые фигурки могут прослужить дольше и отличаются более легким весом, в отличие от деревянных. Выбирать следует только качественный высокопрочный пластик, который не имеет посторонних запахов. Из картона легко сделать необходимые материалы самостоятельно и даже можно привлечь к этому процессу ребенка. Карточки на магнитах удобно использовать педагогу на доске для демонстрации большому количеству ребят. Также они подойдут тем, у кого дома есть небольшая магнитная доска.



Популярные математические наборы

Предлагаем обзор самых популярных и востребованных наборов для обучения счету детей младшего возраста.

Комплект «Учись считать» от производителя «Красная звезда»

Хранить комплект дома или в классе очень удобно в пластиковом пенале, идущем в комплекте. Сам же счетный материал деревянный, что делает его абсолютно безопасным. В комплектацию набора входит:

  • счетные палочки (20 шт);
  • квадраты – зеленый, красный и синий цвета;
  • круги красного, желтого, зеленого цветов;
  • угольники (двух видов и цветов);
  • пластинки: цифры и знаки (28 шт).



Данный набор можно использовать на занятиях с детьми 5-10 лет дома, в детском саду и школе. С помощью него малыш сможет познакомиться с азами геометрии, цифрами, научится выполнять простые счетные операции. Из геометрических фигур ребенок сможет складывать причудливые картинки, развивая воображение и мелкую моторику. Также он сможет научиться находить закономерности и продолжать последовательность, что поспособствует развитию логического мышления, научит сравнивать, рассуждать, классифицировать и делать выводы.



Касса цифр и счетных материалов «Учись считать» из пластика от «Стамм»

Хороший набор, который можно использовать с пятилетнего возраста. В набор входит 132 элемента из качественной пластмассы – геометрические фигуры, счетные палочки и цифры, которые упакованы в удобный пластиковый пенал.

С его помощью можно познакомить кроху с цифрами, геометрическими фигурами. Дети смогут составлять числа и научатся решать примеры и задачи.



Математический набор на магнитах Тарунтаевой Т. В.

Комплект предназначен для работы на магнитной доске по таким разделам, как:

  • счет со сменой основания счета и по понятийной мерке;
  • развитие умения классифицировать;
  • умение делить целое на равные части;
  • отношения между целым и частью;
  • множества, объединение множеств;
  • решение задач;
  • состав чисел.

В набор включены геометрические фигуры, сделанные из заламинированного картона – красный, желтый, зеленый и синий цвета. Магниты на них необходимо крепить самостоятельно.


Комплектация набора:

  • деление круга (диаметр 20 см) – 1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6, 1/8, 1/9, 1/12.
  • Квадрат со стороной 12 см и его деление на части двумя способами 1, 1/2, 1/4, 1/5, 1/8, 1/9.
  • Круг, диаметром 8 см – 12 шт. одного цвета, 6 шт. – другого, 1 шт – 1/2+1/2.
  • Счетные палочки до 10 по длине с шагом в 2,5 см и до 7 по ширине с шагом в 1,5 см.
  • Геометрические фигуры: квадрат, равносторонний треугольник, круг двух цветов по 10 шт каждого.
  • Цифры и знаки.
  • Дополнительные геометрические фигуры: ромб (1 шт), трапеция (2 шт), равносторонний (3 см, 1 шт), тупоугольный (1 шт) и прямоугольные (1 большой и 2 маленьких) треугольники, круг с диаметром 3 см (10 шт).


Касса счетных материалов Fancy «Учись считать»


Подбор по возрасту

Для работы со счетным материалом в детском саду следует выбирать яркие и красочные пособия. С помощью интересного дизайна гораздо легче привлечь внимание дошкольников и сделать обучение веселой интересной игрой. Его необходимо периодически менять для того, чтобы ребята были постоянно увлечены процессом обучения. Сегодня вы можете поработать с ежиками, на следующем занятии посчитайте, сколько птичек прилетело.

Для детей помладше выбирайте красивые яркие фигурки, наборы, с помощью которых можно обучить ребенка счету до 20. Старшие дошкольники уже стремятся как можно скорее пойти в школу. В таком возрасте ребятам могут понравиться наборы в красивом пенале, ведь он является необходимым атрибутом школьного обучения.



Детям 6-7 лет и учащимся начальной школы, которые уже познакомились с основами счета в подготовительных группах детского сада, можно предложить различные палочки и кассы, счеты. Используя их, вы уже не привязываетесь к игровой деятельности. Пособия помогают ребенку визуально и облегчают восприятие математических действий, которые нужно провести. С помощью них ученику начальных классов легче ориентироваться в связях между абстрактным и конкретным.


Лучшие формы для восприятия

Детям до 5 лет подойдет счетный материал в форме различных фигурок. Это могут быть яблоки, грибы, матрешки, различные овощи, транспорт, животные. С помощью таких форм можно проиграть множество различных ситуаций для обучения ребенка счету. Сегодня ежик принесет грибочки, а белочка яблоки. Завтра вы посчитаете, сколько овощей добавите в суп. Позже раздадите морковку зайчатам. Самое главное в этом возрасте – игра, о чем не следует забывать взрослому, занимающемуся с ребенком .

Также необходимо использовать объемные цифры для того, чтобы малыш соотносил понятие числа и цифры. Он намного лучше запомнит каждую цифру, если сможет потрогать ее, провести пальчиком по каждой линии. Ведь тактильное восприятие играет огромную роль в развитии крохи с самого маленького возраста.

Детям старшего дошкольного возраста и ученикам начальных классов в качестве счетного материала уже можно предлагать различные геометрические фигуры, которые можно использовать и в качестве мозаики. Таким образом ребенок сможет запомнить название форм, выучит основные цвета, будет выкладывать различные картинки из деталей.

Также детям этого возраста могут понравиться наборы с кубиками размером 1 см. Такие наборы можно использовать не только для счета. С помощью них ребенок будет учиться сортировать, строить графические изображения, познакомится с понятиями «периметр», «объем», «площадь».

Счетные палочки являются универсальным развивающим пособием для детей всех возрастов. Самым маленьким будет необходим строгий контроль взрослого. С их помощью можно начинать развивать ребенка уже с 9 месяцев. Они помогут развивать мелкую моторику, выучить цвета, множество различных понятий, таких как «один-много», «широкий-узкий», «длинный-короткий» и др.

Они помогают учить ребенка сравнивать, находить сходства и отличия, способствуют сенсорному развитию, развивают логику, воображение, умение мыслить нестандартно. С помощью палочек ребенок сможет познакомиться с основами геометрии. Ну и, конечно же, они помогут в обучении ребенка счету, знакомству с основными математическими операциями.




Как сделать своими руками?

Любому родителю под силу будет сделать счетный материал своими руками, что существенно сэкономит семейный бюджет. Изготовить его можно из подручных средств, которые находятся дома:

  • Цифры
  • Счет от 1 до 10
  • Состав числа
  • Предметные картинки
  • Геометрические фигуры
  • Математические пазлы
Математика известна как наука, которая оперирует абстрактными понятиями, выражающимися через абстрактные же символы. Даже простой подсчет, элементарное сложение и вычитание - это манипуляции с невидимыми и неосязаемыми, а значит, сложными для восприятия ребенка объектами.

Ребенок познает мир посредством органов чувств, а наглядно-действенное мышление у него развивается гораздо раньше абстрактного. Именно поэтому понять и усвоить категории, которые он не может увидеть, услышать или потрогать руками, для ребенка невозможно без наглядного подкрепления этой новой информации.

Одним из таких средств, призванных визуализировать процесс обучения счету и математике в дошкольном и младшем школьном возрасте выступает счетный материал . Его задача - это не только представить сведения в зрительной форме, облегчить и ускорить получение знаний, но и - сконцентрировать внимание ребенка для формирования устойчивого познавательного интереса.

Виды счетного материала

Если раньше первой ассоциацией на словосочетание «счетный материал » были наши незаменимые счетные палочки, сейчас этому понятию отвечает огромное разнообразие игрушек и пособий, созданное современными производителями с учетом особенностей формирующейся детской психики каждого возрастного этапа.

Итак, каков же счетный материал сегодня?

В каком возрасте лучше начинать учить детей счету?

Простейшие счетные наборы можно предлагать малышам уже в раннем возрасте (2-3 года). Главное правило: занятия должны быть включены в игру и дозированы по времени. Простой подсчет должен обязательно сопровождаться действиями. Так ребенок сможет получать удовольствие от игры и обучения, будет искренне радоваться процессу.

Дошкольный возраст (4-6 лет) - время, когда у ребенка закладываются основы образного, а затем и - словесно-логического мышления. И все же, основным видом мышления является наглядно-действенное - предлагая ребенку решать простейшие задачки в игре, обязательно используйте красочный счетный материал. Обновляйте счетные игрушки, пусть они будут качественными, привлекательными и яркими - это ускорит формирование познавательного интереса.

Младший школьный возраст (7-11 лет) - время активного формирования абстрактного мышления. Ребенок учится решать более сложные задачи, воспринимать математические знания в словесном, символическом выражении. Катализатором этого процесса, опять же, выступают наглядные счетные пособия и математические игры - они помогают ребенку лучше сориентироваться в связи между конкретным и абстрактным смыслами.

Приобрести самые разнообразные счетные материалы вы сможете на сайте сайт . Здесь представлены только высококачественные наборы и умные игрушки от известных российских и зарубежных производителей, которые помогут вашему ребенку быстрее и эффективнее получить необходимые навыки в счете, развить абстрактное мышление, мелкую моторику и сформировать устойчивый познавательный интерес.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Какие особенности присущи политической культуре современной России?
Простые рецепты варенья из черники на зиму
Некоторые общие методические рекомендации к решению задач по генетике