Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как выбрать имя для крещения девочки. Церковные имена. Именины в октябре

При рассмотрении имен в русской культурной традиции можно выделить сложившуюся исторически группу имен, тесно связанную с русской религией и культурой. Эту группу имен принято называть церковными, православными или каноническими именами. Большинство таких имен вписано в церковный календарь, в котором помимо имен упоминаются даты памяти святых, прославивших каждое имя. Часть церковных имен имеет греческое происхождение, так же встречаются древнееврейские , латинские и славянские имена .

В прошлые века к церковным именам относились только те имена, которыми называли детей при крещении, и те, которые принимали монахи при постриге. Со временем группа церковных имен вытеснила из частого употребления группу неканонических имен. Православные имена стали очень популярны при выборе родителями личных имен для детей. Постепенно вошедшие в широкий обиход церковные имена стали приобретать более удобное для русских людей произношение.

Наше знакомство друг с другом начинается с взаимного представления: меня зовут…. , и уже далее мы узнаем личные особенности собеседника в непосредственном общении. Но первое впечатление - это впечатление от имени, поэтому пословицу о том, что «встречают по одёжке» можно дополнить словами «встречают и по имени». Только перед родителями стоит задача сложнее: новорожденного малыша своего они встречают совершенно голеньким (нет, я слышала про некоторых: «кажется он в рубашке родился!», но слово «кажется» каждый раз является ключевым в этой фразе), документов с написанным именем у него с собой тоже нет.

Когда, кто и как должен придумать имя ребенку? В разных семьях происходит по-разному. Кто-то заранее подготавливает не только все необходимое для рождения и первых месяцев жизни ребенка, но и подбирает имя маленькому человечку. А кто-то тянет до последнего, судорожно принимая решение только оттого, что все сроки ожидания вышли, и называть пятимесячного человека просто «ляля» уже не серьёзно. По-разному происходит и сам выбор имени. Здесь мы расскажем о православной традиции выбора имени ребенку, и, соответственно о том, что связано с такими понятиями как именины и День Ангела.

Экскурс в историю: как это было

Люди, которые считают себя верующими, все стороны жизни стараются проживать согласно своей религиозной традиции. В Библейской традиции культуры Средиземноморья, к которой относится христианство в целом, и Православие в частности вопрос имени человека всегда был очень важен. Имена героев веры - Авраама, Исаака и Иакова - многократно повторялись в поколениях, сначала у ветхозаветных иудеев, а потом и христиан. Считалось, что присвоение ребенку имени праведника делало его, ребенка, причастником той святости и славы, которую уже получил первоначальный носитель имени у Бога. Здесь основным мотивом наименования малыша было желание делегировать ему, пусть пока только по имени, части заслуг перед Богом их прототипами.

Эпоха раннего христианства, особенно ее ярко выраженный эллинский период не регламентировала особенного процесса выбора имени ребенку. Многие имена носили конкретно языческий характер, о чем свидетельствует их греческий перевод на русский язык. Собственно люди, ставшие святыми и придали своим именам сакральный характер, сделали их христианскими именами. Надо понимать, что для любого верующего очень дорог эффект прецедента. Если однажды в религиозной жизни что-то получилось именно так, то и в последующем стоит повторять тот же путь для достижения успеха в самом главном - спасении собственной души. Отчасти, этот рецептивный подход напоминает Ветхозаветную традицию, но лишь отчасти, поскольку в Ветхом Завете нет понимания того, что умершие святые являются активно действующими персонажами, особенно в жизни людей носящих их имена. Там, как раз, это в большей мере, традиция, нежели мистика.

В христианстве же, с его ощущением того, что «у Бога все живы», святой, имя которого человек носит, является реальным действующим персонажем в судьбе своего подопечного. Этот патронаж выразился в понятии «небесный покровитель». Интересно, что зачастую у самих «небесных покровителей» в свое время, никаких небесных покровителей не было, следовательно, осуществить свою святость они смогли и без дополнительного мистического элемента в своей жизни, без дополнительной помощи. «Богатыри - не мы!» - хочется воскликнуть вслед за поэтом, прославляющим силу и крепость предыдущих поколений. Однако помощь лишней не бывает, и традиция давать имена в честь святых - и получать в их лице молитвенников и покровителей - укрепилась уже за несколько первых веков христианства. На Руси эта традиция появилась вместе с принятием Православия как неотъемлемая его часть. Креститель Руси - равноапостольный князь Владимир - сам в крещении своем получил христианское имя Василий.

Вопрос выбора имени в христианских семьях всегда решался родителями. В России в Синодальный период в крестьянской среде сформировался странный обычай делегировать это право священнику, который совершает крещение. Понятно, что приходской священнослужитель, не очень утруждая себя вопросом выяснения жизни своих или не своих прихожан, предпочитал пользоваться святцами. Святцы - это список святых с датами их кончины, распределенный по календарю. В христианской традиции дата земной кончины всегда считалась началом вечной жизни, а у святых тем более. Следовательно, особые праздники в честь святых совершались, как правило, не тогда, когда вспоминали их рождение, а тогда, когда вспоминали день их отшествия к Богу. За время многовековой истории Церкви святцы постоянно пополнялись. Поэтому сейчас каждый день Церковь отмечает память многих святых, следовательно, можно выбрать имя по благозвучию и толерантности к вкусам родственников, наиболее подходящее, если уж руководствоваться этим синодальным пережитком. Однако, в нормальной ситуации, как об этом говорят наиболее авторитетные книги по православной обрядности «Новая скрижаль» и «Истолкование православного богослужения» Блаженного Симеона Фессалоникийского, имя малышу дается, все-таки, родителями. Священник же во время чтения молитвы на имянаречение лишь фиксирует родительский выбор.

Выбираем имя новорожденному

Со стороны иногда кажется, что человеку верующему жить проще в том плане, что для всякой жизненной ситуации у него есть готовая инструкция: делай раз, делай два, делай три. На самом деле это не совсем так. Более точно принцип церковной жизни был сформулирован блаженным Августином: «В главном - единство, во второстепенном - разнообразие, и во всем - любовь». Традиционно христиане дают своим детям имена в честь канонизированных святых. Но как выбрать того святого, в честь которого наречь малыша? В этом вопросе существует два разных подхода, у каждого есть свои сторонники, в пользу каждого можно привести достаточное количество аргументов.

Вариант первый:

Родители, если они не имеют четкого плана об имени ребенка, могут воспользоваться святцами. Принцип здесь простой: надо смотреть имена святых собственно в день рождения малыша, или после него, или в день крещения. Вот что по этому поводу можно прочитать в православной литературе:

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Вариант второй:

Однако наиболее распространенной традицией всегда был обычай давать имя ребенку в честь почитаемого семьей святого. Эта практика основана на том, что люди действительно верующие осуществляют личный молитвенный контакт с тем или иным святым. Если это так, то, обычно, в семье предшествующих поколений уже есть люди носящие имена почитаемого святого. Отсюда наблюдается как бы традиция преемственности, которая у посторонних может создать иллюзию только родового уважения, например - наименование детей в честь дедушек, бабушек, мам или пап и так далее. Да, для человека малорелигиозного, дело обстоит именно таким образом, более того, это стоящий мотив в нерелигиозных семьях, по крайней мере, он не предосудителен и очень человечен. Однако, первоначально, основная причина была именно в почитании конкретного святого целыми поколениями. Иногда, бывает, что в обычное течение жизни врывается настоящее чудо, связанное с тем или иным святым, тогда, благодарные родители, могут дать именно его имя своему ребенку, чтобы в сыне или дочери, увековечить свое отношение к небесному покровителю.

В пользу этого подхода - выбора особо почитаемого святого вне зависимости от даты рождения нарекаемого младенца - также можно привести высказывания известных церковных деятелей:

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение»

Антоний,

С каким именем крестить взрослого?

Случается, что родители приходят к вере позже рождения малышей, и когда собираются крестить подрастающих детей или креститься сами - оказывается, что имя, избранное первоначально, не имеет аналогов, например, в русских святцах. В настоящее время есть традиция переименовывания на самом крещении, с тем, чтобы у человека был таки православный небесный покровитель. В случае согласия у ребенка, да и не только ребенка, особенно если крещение происходит в зрелом возрасте, в жизни появляется двойное имя. Одно - для всех и общего пользования, а другое - для религиозной жизни. Особенно это характерно для не славянских национальностей, имеющих свои имена, например, такие как Роза, Стелла и тому подобное.

Крестильное имя можно выбирать по-разному: или в честь особо почитаемого святого, или по святцам, как уже говорилось выше, или же - и этот вариант является наиболее распространенным - выбирается имя, близкое по звучанию к записанному в свидетельстве о рождении. Поэтому Яны и Жанны чаще всего крестятся с именем Иоанна, Гертруды становятся Галинами, Илоны, Алёны и Нелли - Еленами.

При этом надо знать, что русские святцы далеко не полностью отражают всю палитру православных имен. В них нет многих имен святых других поместных церквей. И, к примеру, армянам или грузинам нередко приходится пояснять в церковных лавках, куда они подают записки, что они крещены по православному чину, просто с такими национальными именами. Есть и более яркий пример некоторой изолированности, это имя кельтского святого Эдуарда, который жил в Англии и принадлежал к святым неразделенной Церкви. По всем параметрам это православное имя, однако, в русских святцах этого имени нет, и мальчиков с таким красивым именем, как правило, называют по-новому на крещении.

В советские времена, правда, как очень редко и сейчас, людей крестили с несвяточными именами, к примеру Инга или Нинель. По невнимательности это происходило, или еще по каким другим причинам, но человеку после приходилось очень туго, если он пробовал вести активную церковную жизнь, так как требовался постоянный комментарий «крестили именно так». Зато, чисто теоретически, если бы эти люди стали святыми, и Церковь могла бы их канонизировать, их имена могли бы быть включены в православные святцы. Ведь бывало и такое, что даже крещенный с новым христианским именем человек, ставший святым, создавал прецедент со своим подлинным именем, как например наши княгиня Ольга и князь Владимир.

А если крестится взрослый человек с именем, которое есть в святцах? В этом случае удобнее креститься в честь святого таким же именем, чтобы не создавать путаницы с двумя именами. Если же святых тёзок несколько - выбрать среди них небесного покровителя можно из тех же соображений, что упоминались выше: или взять самого почитаемого среди них, или же - именно так происходит тогда, когда небесного покровителя «назначают» в церковной лавке при приеме заявки на крещение - выбрать святого, чей день памяти идет сразу после дня рождения новокрещаемого.

Традиции крестить с двойными именами - например Анна-Мария - в Православной Церкви нет.

Обряд имянаречения

Прежде Крещение совершалось не так спешно, как теперь. Крестили, если не было никаких экстренных случаев, на сороковой день после рождения, в который, по ветхозаветному поверью, женщина-мать очищалась от последствий беременности и сама могла присутствовать на крещении младенца. Но имя давали, и причисляли к разряду так называемых оглашенных, на восьмой день. Здесь тоже не все так произвольно и случайно. С одной стороны, на восьмой день у иудеев происходил обряд обрезания младенца, то есть посвящение его Богу и вхождение в число избранного народа. Так повелось со времен Авраама.

Поскольку христианское крещение заменило обрезание, то логично было, что вхождение младенца в число «святого народа», то есть христиан, также происходило на восьмой день. Однако было и собственно Евангельское толкование этой традиции. Символически восьмой день ассоциировался с наступлением Царства Небесного. Об этом пишет апостол Павел в Послании к Евреям, за семь дней Бог создал этот мир, и о нем позаботился, и, теперь, верующие ожидают «день оный», восьмой, когда придет Иисус Христос. Кстати, восьмой день недели в православной седмице совпадает с первым, и это день воскресный, когда вспоминается Пасха. Следовательно, символическое значение обряда имянаречения на восьмой день после Дня Рождения - это еще «вписывание имени новорожденного в книгу жизни Царства Небесного».

Но, это, конечно в идеале, на практике сейчас молитва имянаречения совершается в тот же день, когда ребенка крестят, и не выделяется в отдельное богослужебное действие. В этой молитве священник призывает благодать Святого Духа на новокрещаемого и осеняет его крестным знамением, освящая все его мысли, чувства и действия, впервые называя его по избранному христианскому имени. И с этих пор и далее, это имя будет употребляться во всей жизни человека, как его церковное имя по которому, в конечном итоге, его и призовут на Суд будущего Царства.

Именины и небесный покровитель

Сейчас в Свидетельстве о Крещении, как правило, указывается «небесный покровитель», и тот день в году, когда у человека празднуется День Ангела, или именины. Если ребенок крещен Александром - это не значит, что он празднует именины всякий раз, как видит в календаре день памяти святого Александра, поскольку святых с таким именем несколько. Именинами является день памяти вполне конкретного человека - например, святого праведного князя Александра Невского Собственно название День Ангела - народное название дня памяти святого, имя которого человек носит. Дело в том, что Ангел Хранитель, также дается человеку при крещении, как спутник и помощник в духовной жизни. Однако, святой, в честь которого назван человек, в переносном смысле, тоже именуется Ангелом, или вестником, передающим волю Божию человеку. Более точно, конечно, говорить не День Ангела, а именины, или день такого-то святого. Мы уже отметили, что это - дата памяти, когда Церковь вспоминает достижение святым Небесного Царства.

Однако, если жизнь святого известна подробно, кроме того, после его смерти произошло какое-нибудь необычное чудо, например, нахождение его останков (обретение мощей), то дней памяти такого святого, в году, может быть несколько. Соответственно и именин тоже несколько - и как поводов для усиленной религиозной жизни, и как семейных праздников. Самое большое количество именин в году у людей носящих имя в честь Иоанна Крестителя.

Основными обязанностями в отношении своего небесного покровителя у любого человека могут быть следующие: знание его жизнеописания, молитва к нему, возможное подражание его святости. Любой верующий стремится иметь у себя дома не только икону, то есть изображение святого, в честь которого он назван, но и его Житие, а также специальные молитвы к нему - акафист и канон.

Молитва небесному покровителю

Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя святого), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Молитва Ангелу-Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святы и, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

В церковной традиции празднование Дня Рождения менее значимо, по сравнению с празднованием именин. И хотя в настоящее время это еще не так ярко выражено, но в дореволюционные времена люди простого происхождения обычно помнили лишь год своего рождения, а не точную дату, и в метриках, часто записывался именно «Ангельский день», а не дата появления на свет. Разница в акцентах празднования того и другого события существенна. В День Рождения чествуется сам человек, реже его родители, хотя, кстати, это несправедливо. В именины же внимание уделяется не столько живущему носителю имени святого, сколько самому святому и его призыванию на помощь. Поэтому главным элементом правильного церковного празднования Дня Ангела является усиленная духовная жизнь в этот день. Выражается она вполне практично. Имениннику рекомендуется посетить храм, в идеале, исповедоваться и причаститься в этот день, или, хотя бы, поучаствовать в этот день в богослужении в честь своего святого.

Поздравительно-семейная часть именин вовсе не исключается. Подарки - они ведь всегда подарки. Обычно, именно в этот день, они, также, носят религиозный характер. Сейчас достаточно церковных сувениров, чтобы иметь возможность сделать приятный знак внимания своему родному или близкому человеку в День Ангела. Впрочем, не исключаются и подарки бытовые, или обыденные. В любом случае именины - это дополнительный семейный праздник, который собирает любящих людей вместе, укрепляя их общение и отношение. Первыми поздравителями, по традиции являются, конечно, крестные человека, его духовник и родители. В литературе можно найти достаточно большое количество описаний самих домашних обрядовых действий связанных с именинами, вплоть до именинных меню и невинных развлечений. В любом случае, нужно отметить, что это обычаи не столько церковные, сколько бытовые, и в зависимости от географии и времени они достаточно разнообразятся. Исходя из этого, невозможно прописать какие бы то ни было шаблоны для домашнего празднования именин. Общим, безусловно, должно остаться так называемое «многолетие» в честь именинника. Оно возглашается либо священником, либо старшим стола, или, человеком имеющим особенные голосовые данные и включает в себя общую формулировку:

«Благоденственное и мирное житие, здравие, спасение, и во всем благое поспешение, подай господи, ныне тезоименитому рабу Твоему (рабе твоей) «имя рек», и сохрани его (ее) на многая лета!»

И все присутствующие громко и весело поют «Многая лета»! Поют сколько захотят какими угодно распевами, их достаточно большое количество.

Влияет ли имя на судьбу человека?

Есть ли схожесть между человеком и святым, имя которого он носит? На этот вопрос можно было бы ответить утвердительно, если бы мы имели в виду человека взрослого, который жил бы так, что подражал жизни своего «небесного покровителя». Как видим, эта схожесть, если она и присутствует, носит лишь внешний характер, и зависит от самого носителя имени. Тем более, в этой связи, нет необходимости говорить о некоей фатальности значения имени, или его типологической принадлежности к тому или иному чину святости - преподобных, мучеников, святителей и так далее. Младенец названный Серафимом в честь преподобного Серафима Саровского, вовсе не обречен на монашескую жизнь. Равно как и малышка, названная Татьяной, или Варварой, совсем не обязательно будет убита или потерпит в жизни мучения, как мученицы давшие церковным святцам эти имена. Личность любого нового человека абсолютно уникальна и его судьба зависит только от него, святые же и Сам Бог только помогают и оберегают от ненужных неприятностей.

Не бывает имён «счастливых» и «несчастливых», также неверно думать, что наречение девочки «мужским» именем Александра или Валерия разовьёт у нее мужские черты характера. В святцах многие имена, традиционно воспринимаемых нами как сугубо мужские, имеют и женскую форму - Анатолия, Арсения, Зиновия, Кирилла, Иоанна, Павла которая однако не получила широкого распространения в России. В то же время считающиеся у нас исключительно женскими имена Инна и Римма на самом деле мужские (как, например Никита или Савва), поэтому у девочек с такими именами небесными покровителями являются святые мученики Инна и Римма Новодунские, ученики Андрея Первозванного.

«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога - можно.»

Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).

Имена для крещения детей, если придерживаться традиций, нужно выбирать так: ребенок должен быть назван именем святого, в день поминовения которого он родился, или который приходится на день крещения.

Также православными христианами приветствуется другая традиция, когда ребенка называют в честь святого, который особенно почитается этой семьей. Конечно, в наше время не все родители соблюдают этот порядок, хотя еще не так давно в православии был специальный обряд наречения, который был действительно главным событием для семьи и его проводили примерно через неделю после рождения малыша.

Крестили же ребенка через 40 дней, если ничего этому не препятствовало.

В наше время наречение не является особым событием, но очень часто ребенка называют крестильным именем. То есть крестильное имя является личным.

Если следовать церковным канонам, то крестильное имя и будет самым правильным, так как дает его не человек, а Бог, ведь он управляет датой рождения человека.

Сейчас возвращение к каноническим именам – очень актуально, ведь мода на необычные имена проходит, а православные имена становятся более ценными и значимыми.

Взрослый и крестильное имя

Очень часто случается так, что человек живет очень долгое время некрещеным. Однако он мечтает о небесном покровителе и хочет приобщиться к традициям православия. Но что ему делать, ведь имя у него уже есть, и менять его он не собирается. Во время обряда крещения такому человеку не меняют имя, а дают второе: его нарекают или в честь святого, имя которого более подходит к его первому личному имени, или в честь святого, чей день памяти отмечают в этот день. Чем же отличается первое – личное имя от имени, данного при крещении?

Объясняем: имя, которое дано при крещении, – существует для души, духовной и религиозной жизни. А то, которое было дано первым – мирское – для обычной жизни.

Иногда бывает так, что человеку уже изначально было дано каноническое имя, тогда второе имя не нужно.
Имя, данное при крещении взрослому человеку, – очень важно, это говорит о том, что он приобщился к традициям православия, которые неразделимы с русской культурой.

Различия имен в православном календаре

Просматривая православный календарь, можно заметить, что формы имен в нем и литературе, а особенно в обычной речи - очень отличаются. Иоанн – Иван, Феодор – Федор, Алексий – Алексей, Татиана – Татьяна и т.д.
Отчего же так происходит? Очень много имен в православный календарь попало из культуры других стран, в русском языке они изменились, так как произносятся по-другому.

Множество имен пришло из древнееврейского, древнегреческого, латинского и других языков. Конечно, они сильно отличались от древнерусских имен, и от этого получался большой контраст. Поэтому была необходима адаптация, и шла она несколькими путями.
Произошли перестановки в разговорном языке: греческая [ф] – была в некоторых именах заменена на [п], [тэта] поменялась на [ф] – поэтому появились имена Степан, Филипп, Федор и некоторые другие. [h] в имени Helga была заменена на [о] – так появилась Ольга. Также в разговоре было выпадение некоторых звуков – Авксентий – Аксентий, Дионис – Денис. А в других словах наоборот звуки добавлялись – Ксения – Аксинья, Иоанн – Иван.

Издавна на Руси существовало две формы: письменная форма имен (как они писались) и славеноросская лексика.

Основной особенностью было то, что использовались два языка: церковнославянский (на котором писались тексты для церкви и литературные произведения), а также деловой русский – на котором создавались социальные тексты и частная переписка.

Церковнославянский – правильный язык - все имена писались правильно и полностью, а в частной и деловой переписке существовали уменьшительные формы.

Имя, отчество, фамилия

Выбрать имя для крещения – довольно сложно, потому, что количество имен, которые рекомендованы церковью, ограничено. Еще это сложно и потому, что имя, которое дается при крещении, влияет на всю жизнь человека.

Современные имена по звучанию очень отличаются от звучания церковных имен. К тому же новые современные имена не имеют никакого отношения к святцам.

И возникает вопрос – как же выбрать крестное имя для ребенка?

Чаще всего имя для Крещения выбирают, основываясь на дате рождения ребенка, близкая дата дает день именин и имя святого. Если имя святого не очень изменилось за прошедшее время, то это имя становится и личным именем: Арсений, София, Александр, Анна.
Существует еще другой путь: вначале выбирается имя, а потом подбирается имя из святцев, которое наиболее подходит. Именины в таком случае могут быть позже на полгода от дня рождения.

Но все эти способы - неудачны и неполны, если имя не сочетается с отчеством и фамилией. Дети с именами - Нил Протасов или Серафима Неугоднова вряд ли будут благодарны родителям за такие несозвучные и, однозначно, редкие имена.
Фамилия – это слово с самого начала обозначало «семью». С давних времен это наследственное наименование, которое говорит о том, к какому роду этот человек принадлежит.

И хотя сейчас нет родовых и сословных различий, звучание и то, откуда произошла фамилия, помогает в том, чтобы различить какие фамилии принадлежат «знатным», а какие являются «прозвищами», которые присваивались крестьянам после того, как был введен Закон о полной и всеобщей паспортизации.

Наряду с именем и фамилией существует еще и отчество, которое также было принято по славянским традициям. И также отчество должно быть созвучным с именем и фамилией.

Нужно еще отметить, что называть сыновей в честь отца, а дочерей в честь матери считается неправильным, так как дети с такими именами вырастают раздражительными и постоянно ссорятся с родителями.

Нельзя называть детей именами умерших родственников, особенно тех, которые погибли при трагических обстоятельствах.
И не забывайте об инициалах. Нужно проверить сочетание первых букв фамилии, имени и отчества, чтобы не возникало неприятных ассоциаций.

Славянские имена

Сейчас очень велико тяготение людей к древнейшей русской культуре, люди начали отходить от влияния Запада и поэтому стараются назвать ребенка русским именем. Нужно отметить, что многие имена, которые сейчас носят многие – Елена, Константин, Ирина – это византийские имена, которые пришли на Русь с приходом христианства.

Есть множество истинно славянских имен, которые раньше были запрещены церковью, так как были даны в честь языческих богов. Однако все чаще и чаще детей стали называть именно славянскими именами.

Вновь детей стали называть старорусскими, болгарскими, польскими именами – Снежана, Лада, Милана и т.д.

Но нельзя сказать, что красивое славянское имя – это просто мода. Ранее на Руси человека называли двумя именами (не кажется ли вам, что это схоже с тем, о чем мы говорили выше: личное имя и крещенное имя?). Одно имя было ложным, которым называли все, а другое – скрытое, которое знал только сам человек и его близкие. По мнению древних славян – это помогало в защите человека от злых духов и злых людей. И обычно первое имя было некрасивым – Злоба, Некрас и т.д., для того, чтобы злая судьба ушла от человека...

Позже проводили обряд, при котором человек получал второе имя – уже взрослое, серьезное. Такое имя давали на основании характера, происхождения.

Славяне – такой народ, который был очень близок к природе. Поэтому имена чаще всего были связаны с окружающим миром: Святослав, Лада, Добрыня и т.д.

Сейчас славянские имена очень популярны, в связи с тем, что их звучание необычно.

Однако, называя ребенка, прочитайте о том, что обозначает это имя, выясните его историю. И тогда красивое, необычное имя станет отличным выбором для вашего ребенка.

Переплетение традиций

Таким образом, можно говорить о том, что сейчас при наречении именем переплетены славянские традиции, языческая и христианская вера и социальное развитие общества.

Вся мудрость народа, смысл христианства и древнейшие знания – все это легло в основу русских имен.
Ничего не смогло убить любовь русского народа к традициям, идущим со стародавних времен: даже пропаганда новейших имен, когда в 1918 году было запрещено крещение и церковь была отделена от государства. Новые имена: Тракторина, Октябрина и другие – абсолютно не прижились.

Многие люди, не смотря на все нововведения – называли детей старыми именами, именами святых.

Сейчас православная церковь разрешает называть при крещении детей даже именами не канонизированных святых. Однако, наряду с крещением, обязательно должна быть проведена регистрация в органах ЗАГС, при которой родители самостоятельно выбирают имя малыша, которое записывается в свидетельство о рождении.

И снова мы говорим о том, что ребенок практически всегда получает два имени – гражданское и церковное. И опять нужно отметить, что церковное имя не должен знать никто, кроме родных и близких, так как имя обладает определенной энергией и с помощью его можно навести порчу на человека.

Наречение именем проводит священник, который благословляет человека, которого крестит и читает над ним особую молитву.
День своих именин нужно знать, нужно знать и историю своего святого, для того, чтобы молиться ему и просить о помощи и защите.

Нужно различать своего небесного покровителя и ангела-хранителя.

Ангел-хранитель помогает человеку разобраться в том, что такое зло и что такое добро.

А небесный святой – это святой, именем которого человека нарекают при крещении. У многих людей не один, а несколько заступников и покровителей. И лучше знать обо всех своих святых и просить их защитить вас и направить на путь истинный.


Можно ли крестить ребенка другим именем - этот вопрос с нынешней модой на иноземные имена крайне актуален в наше время. Узнайте, как на него отвечает церковь. Кроме этого, о крестильном имени сложено множество поверий.

Второе имя при крещении - поверья

Сложено огромное количество примет о детях . Ряд суеверий дошел до наших дней. Во все времена родители стремились защитить своих детей от злого колдовства. И один из способов сделать это - крестить под именем, которое будет знать ограниченный круг людей.

В языческие времена у человека было несколько таковых. Кроме того, было еще и тайное имя . Его знали только самые близкие - побратимы, члены семьи, иногда будущая супруга. Зная, как зовут человека, можно навести на него порчу или приворот. Без обладания этой информации сотворить злое колдовство будет на порядок сложнее - не каждый маг способен на такое.

С приходом христианства немногое изменилось в этом вопросе. По-прежнему родители стараются защитить детей с помощью тайного «псевдонима», данного при крещении. Если ведьма не будет знать его, она не сумеет причинить серьезного вреда.

Мнение церкви

На вопрос о том, можно ли крестить ребенка под другим именем, церковь отвечает положительно. Сейчас отказывать в крещении, разумеется, не будут никому, но в старину такой выбор оставался за священником. Как правило, давали то, которое носил святой, почитаемый в день рождения малыша. Сейчас же это выбор лежит только на его родителях, которые решают крестить ли ребенка другим именем, а не тем, что написано в документах.

Сейчас это решение крайне актуально - мода меняется, и христианские имена выбирают не всегда. Так, если малышу дано не православное имя, его стоит окрестить под другим. Чаще выбирается одно из носимых святыми, которые почитаются в дату обряда. Кстати, когда встает вопрос о времени крещения , советуют подбирать день, когда имена ребенка и святого будут совпадать.

Священники рекомендуют все же использовать одно имя и в документах, и в повседневной жизни, и во время крещения. Одна из причин - родители часто забывают то, под которым ребенок был крещен. Когда человек вырастет, он не будет знать своего истинного имени. Это неправильно, когда верующий человек не обладает такой информацией.

Забывается часто также, что упоминать в молитвах нужно крестильное имя. Исповедь, причастие, венчание и даже личные молитвы близких - для всего этого требуется его знать и помнить. Если вы уверены, что не забудете, как зовут вашего малыша после крещения, можете объяснить ситуацию священнику. Скорее всего, он пойдет вам навстречу.

Крестить другим именем взрослого

На вопрос церковь отвечает неоднозначно. Если человек не воцерковлен, это разрешается, как и в случае с младенцем. Если речь о крещеном, который не знает, под каким его крестили, никакого запрета здесь нет. Выше уже сказано, что родители часто забывают крестильные «псевдонимы» детей, если они отличаются от тех, что указаны в документах.

Но чаще всего речь идет о снятии серьезной порчи или проклятия . Если нет другой возможности справиться с сильным черным колдовством, можно окреститься заново, принять новое имя и скрыться от негативной программы и темного мага. Повторное крещение поможет снять даже порчу на смерть, за что берется не каждый целитель.

Правда, к такому решению магической проблемы церковь относится негативно. Как минимум, потому, что это относится к колдовству. Если у человека нет причин для повторного воцерковления , которые указаны выше, ему, скорее всего, откажут.

В целом, крестить ребенка или некрещенного взрослого под иным именем можно. Разрешается повторное крещение для человека, который не знает, под каким его окрестили в детстве. Но если речь идет о снятии негатива магического характера, такое церковь не одобрит.

У наших предков не было такой проблемы, как выбор имени для новорожденного. Это сегодня в некоторых семьях доходит до скандала, так как папа хочет назвать сына Джордан, мама - Аполлон, а бабушки и дедушки мечтают о Ванечке. А вот в прежние времена все решала церковная православная книга, которая называлась «Святцы». Приходили родители в церковь, и батюшка предлагал на выбор несколько имен христианских святых, память которых чтили в день рождения малыша. А если сейчас родители хотят сделать выбор именно этим способом - как выбрать имя ребенку по святцам?

Как правильно выбирать имя по святцам?

День рождения, день Ангела, именины… Многие путают эти понятия и поздравляют в день рождения с именинами. На самом деле день рождения - это тот день в который родился человек, а именины - это день памяти того святого, в честь которого его назвали. Второе название именин - это день Ангела или день тезоименитства. Ранее эти дни почти у всех совпадали, а сейчас - практически нет. Несмотря на это, некоторые люди стали отмечать день Ангела наравне с днем рождения.

В Святцах содержится около 1700 различных имен. Большинство из них - для мужчин, к тому же, они в основном вышли из употребления. Это не мудрено, ведь многие имена для современных людей кажутся смешными, к примеру, Попий, Мнасен, Курдува или Яздундокта.

Если вы решили назвать новорожденного по святцам, запомните следующее:

  1. Лучше всего подобрать имя для малыша того святого, которого чтят в день рождения. К примеру, ваш ребенок родился 1 февраля. Вам поистине повезло, так как согласно святцам, новорожденного можно назвать следующими именами: Арсений, Григорий, Генрих, Луиза, Евфрасия, Марк, Макар, Мелетий, Савва, Феодосия, Федор или Януарий.
  2. Если же у вас мальчик, а в этот день нет имен для представителя мужского пола, то современная церковь обычно советует посмотреть на несколько дней вперед. Точно также можно поступить, если предложенное имя (или имена) вам вообще не понравились.
  3. Имя при крещении дается один раз в жизни и больше не меняется (исключение - меняется имя при пострижении в монашество и при смене веры).
  4. В последнее время некоторые родители дают детям двойные имена: одно - мирское, а второе - церковное. Кто-то так делает специально, а кто-то случайно - просто при рождении малышу дают не православное имя, а в церкви родители узнают, что под именем, к примеру, Стэлла или Камилла ребенка крестить нельзя. В таком случае батюшка предлагает родителям выбрать православное имя малышу - близкое или созвучное с «паспортным».
  5. Если святой, в честь которого вы назвали малыша, почитается за год несколько раз, то днем Ангела является ближайшие именины после дня рождения.

С древности до наших времен

Православная книга «Святцы» - это не что иное, как полный перечень всех имен святых, которых чтит Православная Церковь. Второе название этой книги «Месяцеслов», так как в ней расписан весь год день за днем по месяцам.

Давать имя ребенку по святцам - это древняя традиция многих народов. Славяне не стали в этом исключением. Люди верили, что когда малыш получает имя святого, которого почитают в день его рождения или крещения, то у него будет счастливая и долгая жизнь. В то же время было не желательно нарекать ребенка именем великомученика - тогда ему уготована тяжелая жизнь, полная лишений и страданий.

Если в день рождения ребенка поминали нескольких святых, то родители могли выбрать имя из нескольких, предложенных батюшкой. Если же имя было одно, то выбора у родителей, увы, не оставалось. Перечить церкви люди не смели. Позже, если в день рождения нового человечка не поминали никакого святого, или имя очень уж не нравилось, то родителям стали «увеличивать» список имен: можно было рассматривать имена святых, память которых празднуется на восьмой или сороковой день после рождения ребенка. Дело в том, что наши предки считали, что имя новорожденному нужно давать не ранее восьмого дня, а таинство Крещения необходимо было провести именно на сороковой день.

«Месяцеслов» использовали вплоть до революции 1917 года. С приходом советской власти, когда церкви стали массово истреблять, а религию - запрещать, от традиции называть детей по святцам отказались. В настоящее время родители стали намного чаще обращаться к православному календарю, чтобы выбрать имя ребенку. Многие верят, что оно осчастливит малыша, а святой, в честь которого его назвали, станет заступником и ангелом-хранителем для ребенка. А некоторые родители просто следуют современной моде, ведь сегодня старинное или необычное имя является «последним писком». Вот и встречаются в садиках и школах дети с именами Лука и Акулина, Спиридон и Евдокия, Илларион и Пелагия.

Календарь имен по святцам на каждый месяц

Именины в январе

Имена в феврале

Имена в марте

Имена в апреле

Имена в мае

Имена в июне

Включайся в дискуссию
Читайте также
Крылатые фразы Высказывания крылатые фразы цитаты
 Православный приход храма Успения Божьей Матери г
Какой скорости достигает свет в вакууме