Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Катон государственный деятель рим изгнал философов. Марк порций катон старший. Катон и греческая культура

ОРАТОРЫ

Катон Старший (ок. 234-148 до н. э)

Катон Старший (M. Porcius Cato), обыкновенно называемый в отличие от Катона, современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Censorius, Censor) - представляет собой одну из наиболее крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель.

Происходя из плебейского рода Порциев, родоначальник которого, вероятно, занимался разведением свиней (porcus), Катон Старший родился в 234 г до Р. Хр. (520 от осн. Рима) в Тускуле и провел свою юность частью в сабинском имении, занимаясь сельским хозяйством, частью в походах, частью выступая на римском форуме безвозмездным защитником обвиняемых.

Уже 17 лет от роду он, сражаясь с Ганнибалом, имел, по словам Плутарха, множество ран. В 204 г., получив квестуру, отправился с П. Сципионом, позже прозванным Африканским, в Сицилию, а в следующем году переправился с ним в Африку, занимаясь прикрытием транспортных судов при этой переправе. В 199 г. он получил должность эдила, в 198 г. - претора, причем для управления ему досталась провинция Сардиния; в 195 г., несмотря на строгое преследование им в качестве претора ростовщиков, которые были прогнаны им с о-ва Сардинии, он был избран в консулы вместе с своим земляком и покровителем Л. Валерием Флакком.

Усилия его в качестве консула помешать отмене Оппиева закона против роскоши остались без успеха. Получив в проконсульское управление ближнюю (Citerior) Испанию, он одержал там немало побед, за что по возвращении в Рим был награжден триумфом. Он говорил, что завоевал в Испании больше городов, чем сколько пробыл там дней. В 191 г. он принял в качестве легата Ман. Ацилия Глабриона участие в войне с Антиохом и разбил его войско при Фермопилах.

Возвратившись в Рим, он стал принимать деятельное участие в заседаниях сената, в народных собраниях и в судебных делах. В сенате он заявил себя особенно противодействием к получению разными полководцами (Минуцием Фермом, Ман. Ацилием Глабрионом, М. Фульвием Нобилиором) триумфов. В 184 г. он получил, вместе с тем же Л. Валерием Флакком, цензуру. В этой должности он ознаменовал себя необыкновенною строгостью: исключил семь сенаторов из сената и, между ними, бывшего претора Манилия за то только, что тот днем и в присутствии дочери поцеловал свою жену; вычеркнул из списка всадников несколько лиц по маловажным предлогам (одного за толстоту, другого - за шутку во время цензорского смотра); особенно же ратовал против роскоши, облагая высоким налогом женские украшения и молодых рабов и всюду восставая против нарушения общественных интересов в пользу частных (напр. против захвата общественной земли при постройках и против злоупотребления общественными водопроводами). И впоследствии он был деятельным защитником всякой меры, направленной против порчи нравов, борясь всеми силами против иноземного (особенно греческого) влияния.

Когда в 155 г. прибыло в Рим афинское посольство с философом Карнеадом во главе и стало заметно действие его на римскую молодежь, Катон всячески старался о том, чтобы скорее спровадить гостей восвояси. Его борьба против греческой образованности осталась без результата; но непримиримая вражда к Карфагену, разрушения которого он упорно не переставал требовать до конца жизни (известно его обычное изречение в сенате: "Ceterum censeo Carthaginem esse delendam"), принесла свои плоды, хотя самому Катону и не было суждено дожить до осуществления своего желания.

Резкость его характера и строгость к людям нажили ему немало врагов: поэтому, как свидетельствует Плиний Старший, он был 44 раза призываем к суду, но ни разу не был осужден. Умер в 149 г.

В римской литературе он имеет значение еще большее, чем в госуд. жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течение всего VI ст. Рима, с началом которого возникла вообще римская словесность.

Красноречие было теснейшим образом связано с политическою и вообще гражданскою жизнью в Риме и потому существовало в Риме с древнейших времен государства; но только с Катоном оно становится искусством, для которого требуется правильная подготовка. Несмотря на свою нелюбовь к грекам, Катон изучил по их книгам теорию красноречия и составил первую римскую риторику. Как этим руководством, так в особенности своими речами, где теория ораторского искусства прилагалась к делу, Катон обнаружил огромное влияние на красноречие своего времени, равно как и на последующих ораторов.

После него осталось множество речей, сказанных в сенате, в народных собраниях и в судах. Во времена Цицерона их обращалось в публике более 150, и знаменитый оратор, изучивший их внимательно, говорит, что в них находятся все достоинства, какие требуются от оратора. Если этих речей в классический век красноречия уже не читали, то только потому, что этому мешал их устаревший язык. Цицерон сравнивает Катона, как оратора, с греческим оратором Лисием, находя между ними особенное сходство в остроте, изяществе и краткости. По силе и язвительности, какая иногда проявлялась в речах Катона, Плутарх сравнивает этого патриарха римского красноречия даже с Демосфеном. В пример этой силы и язвительности можно привести сохранившейся у Геллия отрывок, где, нападая на присвоивших себе общественные деньги полководцев, Катон. говорит: "Воры, обокравшие частных лиц, проводят жизнь в острогах и цепях, а общественные воры - в золоте и пурпуре" .

Как образец искусной постройки речей К. могут быть указаны сохраненные тем же Геллием отрывки из речи его в защиту родосцев, которым жадные до наживы сенаторы хотели было под пустым предлогом объявить войну, тогда как здравые политические соображения требовали поддержания мирных отношений с дружественным Риму богатым о-вом. Отрывки эти приведены в переводе в "Лекциях по истории римской литературы" проф. Модестова (стр. 144-145, изд. 1888).

Вообще речи Катона до нас не дошли, а сохранившиеся в виде цитат у древних писателей отрывки относятся приблизительно к 93 речам и собраны у Мейера, в его "Oratorum Romanorum fragmenta" (Цюрих, 1872, 2-е изд.). К. положил начало и римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали по-гречески.

Изданное Катоном в семи книгах сочинение "Origines" (Начала) - не только первое историческое сочинение на латинском языке, но и необыкновенно важно для знакомства с римскою и вообще с древнеиталийскою историей. Оно было написано по источникам, которыми потом уже мало пользовались римские анналисты и историки. Тут были приняты во внимание древние фасты, местные летописи разных италийских городов; это была вообще история насколько возможно документальная, и римские писатели от Корнелия Непота до Сервия единогласно говорят о необыкновенной тщательности автора ее в собрании материалов. Написана она была К. в старости. Хронологически она обнимала шесть столетий (до 603 г. от основания Рима), а название свое, "Начала", получила от того, что в ней две книги (вторая и третья) были посвящены происхождению разных городов Италии. Так, по крайней мере, объясняет это название Корнелий Непот. Эти две книги, равно как и первая, говорившая о Риме царского периода, были, без сомнения, самыми ценными для римских историков. От "Начал" до нас также дошли только отрывки, которые лучше всего изданы Герм. Петером в его "Historicorum Romanorum reliquiae".

Речи и историческое сочинение под заглавием "Origines" были наиболее видными продуктами литературной деятельности Катона; но, по словам Цицерона (De orat., III, 33), не было ничего, "чего бы не исследовал и не знал и о чем бы потом не писал Катон". Он составил своего рода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений, предназначенных для сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии находились статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам, знание которых было полезно доброму гражданину. Ничего из этого сборника до нас не сохранилось, как не сохранились и письма Катона, собрание изречений знаменитых людей и стихотворная поэма, цитируемая Геллием и носившая заглавие "Carmen de moribus". Дошло до нас - хотя, как все заставляет думать, далеко не в подлинном виде - лишь сочинение "О сельском хозяйстве" (De re rustica). В сочинении этом перемешаны без систематического порядка всевозможные правила, относящиеся к земледелию, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., причем сообщаются и практические наставления, до медицинских рецептов и слов для заговоров включительно. Сочинение "De re rustica", называемое некоторыми "De agricultura", обыкновенно печатается в изданиях сельскохозяйственных римских писателей ("Scriptores rei rusticae") и всего лучше издано Кейлем вместе с сочинением Варрона о том же предмете в 1884 г.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

, Оратор , Государственный деятель

Марк Порций Катон (лат. Marcus Porcius Cato; 234 - 149 до н. э.), обыкновенно называемый в отличие от его правнука Марка Порция Катона Младшего, современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Censorius, Censor) - представляет собой одну из наиболее крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель.

Происходя из плебейского рода Порциев, родоначальник которого, вероятно, занимался разведением свиней (porcus), Катон Старший родился в 234 до н. э. (520 от осн. Рима) в Тускуле и провел свою юность частью в сабинском имении, занимаясь сельским хозяйством, частью в походах, частью выступая на римском форуме безвозмездным защитником обвиняемых. Уже 17 лет от роду он, сражаясь с Ганнибалом, имел, по словам Плутарха, множество ран.

Говоря с мудрым, употребляй немного слов.

Катон Марк Порций (старший)

В 204 до н. э., получив квестуру, отправился с Публием Сципионом, позже прозванным Африканским, в Сицилию, а в следующем году переправился с ним в Африку, занимаясь прикрытием транспортных судов при этой переправе.

В 199 до н. э. он получил должность эдила, в 198 до н. э. - претора, причем для управления ему досталась провинция Сардиния; в 195 до н. э., несмотря на строгое преследование им в качестве претора ростовщиков, которые были прогнаны им с острова Сардинии, он был избран в консулы вместе с своим земляком и покровителем Л. Валерием Флакком.

Усилия его в качестве консула помешать отмене Оппиева закона против роскоши остались без успеха. Получив в проконсульское управление ближнюю (Citerior) Испанию, он одержал там немало побед, за что по возвращении в Рим был награждён триумфом. Он говорил, что завоевал в Испании больше городов, чем сколько пробыл там дней. В 191 до н. э. он принял в качестве легата Мания Ацилия Глабриона участие в войне с Антиохом и разбил его войско при Фермопилах.

Если кто-либо похвалил тебя, проверь сам, верно ли это.

Катон Марк Порций (старший)

Вернувшись в Рим, он стал принимать деятельное участие в заседаниях сената, в народных собраниях и в судебных делах. В сенате он заявил себя особенно противодействием к получению разными полководцами (Минуцием Фермом, Манием Ацилием Глабрионом, М. Фульвием Нобилиором) триумфов. В 184 до н. э. он получил, вместе с тем же Л. Валерием Флакком, цензуру.

В этой должности он ознаменовал себя необыкновенною строгостью: исключил семь сенаторов из сената и, между ними, бывшего претора Манилия за то только, что тот днем и в присутствии дочери поцеловал свою жену; вычеркнул из списка всадников несколько лиц по маловажным предлогам (одного за толстоту, другого - за шутку во время цензорского смотра); особенно же ратовал против роскоши, облагая высоким налогом женские украшения и молодых рабов и всюду восставая против нарушения общественных интересов в пользу частных (например, против захвата общественной земли при постройках и против злоупотребления общественными водопроводами).

И впоследствии он был деятельным защитником всякой меры, направленной против порчи нравов, борясь всеми силами против иноземного (особенно греческого) влияния. Когда в 155 до н. э. прибыло в Рим афинское посольство с философом Карнеадом во главе и стало заметно действие его на римскую молодежь, Катон всячески старался о том, чтобы скорее спровадить гостей восвояси.

Жизнь человеческая подобна железу. Если употреблять его в дело, оно истирается, если же не употреблять, ржавчина его съедает.

Катон Марк Порций (старший)

Его борьба против греческой образованности осталась без результата; но непримиримая вражда к Карфагену, разрушения которого он упорно не переставал требовать до конца жизни (известно его обычное изречение в сенате: «Ceterum censeo Carthaginem esse delendam» («Карфаген должен быть разрушен»)), принесла свои плоды, хотя самому Катону и не было суждено дожить до осуществления своего желания.

Резкость его характера и строгость к людям нажили ему немало врагов: поэтому, как свидетельствует Плиний Старший, он был 44 раза призываем к суду, но ни разу не был осужден. Умер в 149 до н. э.

Культурное наследие
В римской литературе он имеет значение ещё большее, чем в государственной жизни. Он может быть назван основателем римской прозаической литературы, которой он дал образцы и в красноречии, и в истории, и в разных других видах, будучи бесспорно самым крупным прозаическим писателем в течение всего VI столетия Рима, с началом которого возникла вообще римская словесность.

Овладей делом, слова найдутся.

Катон Марк Порций (старший)

Речи и историческое сочинение под заглавием «Origines» были наиболее видными продуктами литературной деятельности Катона; но, по словам Цицерона (De orat., III, 33), не было ничего, «чего бы не исследовал и не знал и о чём бы потом не писал Катон».

Он составил своего рода энциклопедию по разным наукам, в форме наставлений, предназначенных для сына его Марка (Praecepta ad filium). В этой энциклопедии находились статьи по земледелию, медицине, военному делу и по всем предметам, знание которых было полезно доброму гражданину.

Ничего из этого сборника до нас не сохранилось, как не сохранились и письма Катона, собрание изречений знаменитых людей и стихотворная поэма, цитируемая Геллием и носившая заглавие «Carmen de moribus».

Ученость есть сладкий плод горького корня.

Катон Марк Порций (старший)

Речи
Красноречие было теснейшим образом связано с политическою и вообще гражданскою жизнью в Риме и потому существовало в Риме с древнейших времен государства; но только с Катоном оно становится искусством, для которого требуется правильная подготовка.

Несмотря на свою нелюбовь к грекам, Катон изучил по их книгам теорию красноречия и составил первую римскую риторику. Как этим руководством, так в особенности своими речами, где теория ораторского искусства прилагалась к делу, Катон обнаружил огромное влияние на красноречие своего времени, равно как и на последующих ораторов.

После него осталось множество речей, сказанных в сенате, в народных собраниях и в судах. Во времена Цицерона их обращалось в публике более 150, и знаменитый оратор, изучивший их внимательно, говорит (Brut., 17), что в них находятся все достоинства, какие требуются от оратора.

Кто пустым делам придаёт важность, тот в важных делах окажется пустым человеком.

Катон Марк Порций (старший)

Если этих речей в классический век красноречия уже не читали, то только потому, что этому мешал их устаревший язык. Цицерон сравнивает Катона как оратора с греческим оратором Лисией, находя между ними особенное сходство в остроте, изяществе и краткости.

По силе и язвительности, какая иногда проявлялась в речах Катона, Плутарх (Cat., 4) сравнивает этого патриарха римского красноречия даже с Демосфеном. В пример этой силы и язвительности можно привести сохранившейся у Геллия отрывок, где, нападая на присвоивших себе общественные деньги полководцев, Катон говорит: «Воры, обокравшие частных лиц, проводят жизнь в острогах и цепях, а общественные воры - в золоте и пурпуре».

Как образец искусной постройки речей Катона могут быть указаны сохраненные тем же Геллием отрывки из речи его в защиту родосцев, которым жадные до наживы сенаторы хотели было под пустым предлогом объявить войну, тогда как здравые политические соображения требовали поддержания мирных отношений с дружественным Риму богатым островом.

И все-таки Карфаген должен быть разрушен!

Катон Марк Порций (старший)

Отрывки эти приведены в переводе в «Лекциях по истории римской литературы» В. И. Модестова (стр. 144–145, изд. 1888). Вообще речи Катона до нас не дошли, а сохранившиеся в виде цитат у древних писателей отрывки относятся приблизительно к 93 речам и собраны у Мейера, в его «Oratorum Romanorum fragmenta» (Цюрих, 1872, 2-е изд.).

«Начала»
Катон положил начало и римской историографии. Предшествовавшие ему римские историки писали по-гречески. Изданное Катоном в семи книгах сочинение «Origines» (Начала) - не только первое историческое сочинение на латинском языке, но и необыкновенно важно для знакомства с римскою и вообще с древнеиталийскою историей.

Оно было написано по источникам, которыми потом уже мало пользовались римские анналисты и историки. Тут были приняты во внимание древние фасты, местные летописи разных италийских городов; это была вообще история насколько возможно документальная, и римские писатели от Корнелия Непота до Сервия единогласно говорят о необыкновенной тщательности автора её в собрании материалов.

Одно дело успевать, другое - спешить.

Катон Марк Порций (старший)

Написана она была Катоном в старости. Хронологически она обнимала шесть столетий (до 603 г от основания Рима), а название свое, «Начала», получила от того, что в ней две книги (вторая и третья) были посвящены происхождению разных городов Италии. Так, по крайней мере, объясняет это название Корнелий Непот (Cat., 3).

Эти две книги, равно как и первая, говорившая о Риме царского периода, были, без сомнения, самыми ценными для римских историков. От «Начал» до нас также дошли только отрывки, которые лучше всего изданы Герм. Петером в его «Historicorum Romanorum reliquiae» (Лпц., 1870).

Макс Порций Катон Старший - древнеримский политик, государственный деятель, писатель, чье творчество заложило основы римской литературной прозы, современник Гая Юлия Цезаря . Старшим называется потому, что его правнук также носил имя Марк Порций Катон (Младший). Римские собратья по перу дали ему прозвище «Цензор» за чрезвычайно ревностное выполнение соответствующих обязанностей. Биография Катона Старшего, его деяния достаточно хорошо известны, так как сохранилось немало источников, в которых он упоминается.

Марк Порций был потомком плебейского рода, появился на свет в 234 г. до н. э. в Тускуле. В молодости жил в семейном сабинском имении, в 217 г. поступил на военную службу. Известно, что в битве с Ганнибалом он был неоднократно ранен, будучи 20-летним молодым человеком, являлся военным трибуном. В 199 г. до н. э. ему досталась должность эдила, в следующем году он был уже претором в провинции Сардиния, многое сделал для искоренения на острове ростовщичества. В 195 г. его избрали консулом, вверив в управление Ближнюю Испанию, где им было завоевано немало городов. По возвращению в Рим его ожидал триумф. В качестве легата выиграл сражение при Фермопилах с Антиохом.

Возвратившись с полей битвы, Катон Старший становится сенатором, активно участвует в судебных процессах, в народных собраниях. Как сенатор он потратил немало усилий, чтобы некоторые полководцы не были удостоены триумфа. Громко заявил он о себе и в должности цензора, которую получил в 184 г. до н. э. Строгость нравов он оберегал очень строго, невзирая на личности. Катон был страстным обличителем роскоши, требовал уплаты больших налогов за молодых рабов, женские ювелирные украшения, ревностно следил за тем, чтобы частные интересы не мешали реализации интересов общественных.

Еще одной характерной чертой его деятельности на государственном, политическом поприще было всяческое сопротивление иностранному влиянию. Особенно Марк Порций был неравнодушен к эллинизации и Карфагену. Вошла в историю его фраза, которую он часто произносил в сенате: «Карфаген должен быть разрушен». Из-за принципиальности, суровости характера врагов и недоброжелателей у него было очень много. В биографии Катона Старшего есть такой красноречивый факт: его 44 раза призывали к суду, но так ни разу не смогли осудить, причем Марк Порций имел обыкновение защищать свою честь сам.

Борьба за чистоту нравов, огромная неприязнь к иностранному вмешательству поспособствовали тому, что Катон Старший стал писателем, снискав на этом поприще не меньшую славу, чем на политическом. Стремясь привить сыну Марку свои принципы и знания, без чуждого влияния, он писал для него книги, в частности, об истории Рима («Начало»), о делах житейских. Его перу принадлежит «Наставление сыну», которое принято считать первой римской энциклопедией, в которой Катон давал советы по врачебному делу, риторике, сельскому хозяйству и др.

Скончался Марк Порций Катон Старший в 149 году до н. э.

Марк Порций Катон Старший. Политика и идеология в Римской республике в первой половине II в. до н.э.


Введение

Марк Порций Катон Старший или, как называли его по высшей должности Римской республики, – Цензор является одной из самых интересных фигур в Римской истории. Катон Старший был незаурядным политиком и полководцем, оратором и писателем. Катона можно по праву назвать первым римским энциклопедистом, предшественником Цицерона, Варрона, Плиния Старшего. Среди его трудов древними авторами упоминаются трактаты о праве, о военном деле, о сельском хозяйстве (единственное произведение Катона дошедшее до нас целиком). Катон являлся автором одной из первых историй Рима, причем интересна концепция самого этого труда. Катон в отличие от своих предшественников писал не только историю Рима – «Начала», но и историю всей Италии. В его труде главными действующими лицами были не полководцы и политики, а народы Италии. Такая позиция вполне согласуется с тем, что Катон – один из первых провинциалов (родом он был из города Тускула), достигших столь высокого положения в Римском государстве. Среди его трудов упоминается и своеобразный учебник по истории Рима, написанный Катоном специально для своего сына. Одним из первых Катон переносит политическую борьбу на арену судебного поединка, что в дальнейшем стало обычным явлением в римской политической практике. В деле судебного поединка и ораторского искусства Катон достиг совершенства, – он не проиграл не одного своего дела. Однако в отношении политической деятельности и политической идеологии Катона Старшего среди многих исследователей и интересующихся политической историей Рима сложилось давнее предубеждение, что Катон был самым злостным римским «пуританином», гонителем всего нового, лицемером и невеждой. Однако этот взгляд односторонен и несет в себе следы предвзятости. Другие исследователи видят в Катоне и приверженца «старой сенатской республики» , и «идола италийских пахарей» . Часть историков вообще отвергает существование какой-либо программы в политике Катона и его противников. Другие усматривают в политической борьбе первой половины II в. до н.э. только борьбу «эллинофобов» и «эллинофилов». Все эти мнения и выводы, иногда противоречащие показаниям античных историков, настраивают на критический лад, и требует более тщательного изучения политической жизни Рима того времени и политической биографии самого Катона Цензора. Именно через призму жизни и политической деятельности Катона Старшего можно изучить особенности политической жизни Рима и становления политической идеологии в Риме.

Марк Порций Катон Старший – политик и идеолог

К сожалению, до нас дошло немного сведений античных авторов, которые бы сообщали о жизни и деятельности Катона Цензора. Из сообщений современников Катона имеются лишь отрывки из «Всемирной истории» Полибия, который находился в Риме во время политической деятельности Катона Старшего (Polyb. XXXI, 24; XXXV, 6; XXXVI, 8,6; XXXVII, 6,4-5; XXXIX, 12,5-9). Лишь в сокращенном варианте до нас дошла биография Катона, составленная Корнелием Непотом (Corn. Nepo, De Latinis historicis, M. Porcius Cato, 3). К этим сведениям о Катоне и его политической деятельности вносит добавление диалог Цицерона «О старости», в котором главным героем выступает Катон. Но надо учитывать то обстоятельство, что во времена Цицерона Катон является идеализированной фигурой, но сведениями Цицерона пренебрегать все же нельзя. К тому же диалог Цицерона показывает отношение к Катону Старшему в римском обществе, особенно среди сенаторского сословия.
Но наиболее полно излагает биографию Катона Плутарх (Cato Mai., 1-33). Плутарх, несомненно, имел в своем распоряжении труд Непота, недостающие книги Полибия, произведения самого Катона, а так же различную автобиографическую литературу. Дополняющим Плутарха источником являются те книги «Истории» Тита Ливия, что рассказывают о политической деятельности Катона.
Марк Порций Катон родился около 234 г. до н.э. в старом латинском муниципии Тускуле, во всаднической семье. Порции Катоны состояли в родстве с Порциями Лицинами и Леками, занимавшие посты преторов и эдилов – низшие, всаднические, магистратуры. Отец Катона Старшего имел высокие знакомства в Риме (Val. Max., VIII,2,1), что было немаловажно для продвижения по службе и политической карьеры. Именно На знакомстве и родстве строилась политическая система Римской республики. Невозможно было попасть в политику без сильной протекции. Другим способом для продвижения по политической лестнице являлась служба в армии. В Римском государстве военная карьера была неразрывно связана с гражданской. Катон вступил на военную службу в 17 лет и прошел через важнейшие события и битвы Ганнибаловой войны. В это время он заводит прочные связи с видными римскими политическими деятелями. Он служит военным трибуном при Марцелле, под началом Фабия Максима отвоевывает Тарент. Просопографические данные указывают на связь Фабия с окружением Марцелла. Позже Катон служит у Гая Клавдия Нерона, который был другом и соратником Марцелла. С политической группировкой Марцелла, Фабия и Клавдия Нерона связано первое самостоятельное политическое выступление Катона. Катон протестовал против «царского» поведения Сципиона Африканского, знаменитого римского полководца. Сципион в Сицилии раздавал войскам богатые дары и по мнению Катона развращал этим армию. После такого обвинения Катон покидает Сицилию и начинается долголетняя борьба двух знаменитых римлян (Plut. Cat. Mai., 3). Причем Плутарх однозначно связывает этот политический демарш Катона с Фабием Максимом и его враждебным отношением к Сципиону (Plut. Cat. Mai., 3). К этому же времени относится и поддержка Катона почтенным аристократом Публием Валерием Флакком, который был не только другом Марцеллов, но и соседом Порциев по имению. Мы не можем точно определить политическую направленность той группировки, в которую вошел Катон в конце. Второй Пунической войны. Определенно можно сказать, что молодой и способный муниципал был привлечен в группу сторонников осторожной войны с Ганнибалом и противниками популистских мер. Главным врагом этой группировки, по-видимому, выступал Сципион Африканский, который действовал дерзко и нестандартно. Для полководцев, которые годами вели «малую» войну против Ганнибала, боясь очередных Канн, смелые и решительные действия и планы Сципиона были безумными и нереальными. Они любой ценой старались отстранить молодого полководца от командования армией. Претило этой группировки и поведение Сципиона, который устраивал непрерывные празднества и увеселения (Plut. Cat. Mai., 3) . Одной из таких попыток была акция Катона в Сицилии. Это неудачное политическое выступление Катона определило внешнюю канву всей политической борьбы в Риме в первой половине II в. до н.э. – как борьбу между Катоном и Сципионом и их группировками.
Здесь необходимо сказать несколько слов о политических группировках и «партиях» в это время. Римские партии представляли собой группы влиятельных граждан, объединенных вокруг одного лидера. Причем у этой группы могло и не быть ярко выраженных интересов и политической программы. Такой и была группировка Сципиона Африканского. Люди, группировавшиеся вокруг него, были собраны не столько по профессионально-управленческому принципу или принципу совпадения взглядов, а по принципу родства, дружбы, совместной воинской службы и т.д. Такой была и та группировка, к которой примкнул Катон Старший. Но вот сам Катон уже выдвигает определенную политическую программу в соответствии, с которой действует и ведет борьбу с группировкой Сципиона.
Разногласия между Катоном и Сципионом были в сфере внутренней и внешней политики. Но, как уже было сказано, Сципион не имел особой политической программы. Власть его и его группировки строилась на авторитете самого Сципиона, который он приобрел у римских граждан в период войны с Ганнибалом. Тит Ливий, когда говорит о уходе по давлением Катона Сципиона и его группировки с римской политической сцены, называет период правления группировки Сципиона «царствованием» (Liv. XXXVIII-XXXIX). За годы «первенства» Сципиона в сенате изменилось политическое лицо римских магистратов. Вокруг Сципиона собирались не только умелые юристы и военные, но и множество авантюристов и людей, откровенно злоупотребляющих своей властью, против них то и выступил Катон. Катон, проводя жесткую политику по отношению к злоупотреблениям сенаторов, стремился таким образом поддержать авторитет сената, как правительственного органа и ограничить влияние популистских лидеров на народное собрание.
Во внутренней политики у Катона было два направления, политико-административное, культурное и экономическое. Первое включало в себя борьбу со злоупотреблениями магистратов, особенно в недавно созданных провинциях, что приводило к восстаниям и недовольствам провинциалов. Катон, осознавая превосходство эллинской культуры и искусства над римско-латинским, старался создать оригинальные научные и художественные произведения на латинском языке, покровительствовал талантливому латинскому поэту Эннию (Corn. Nep., Cat. Mai., 1). В связи с экономической политикой Катона необходимо, подробно остановиться на мероприятиях проведенных Катоном совместно с Валерием Флакком во время их цензуры в 184 г. до Р.Х. и их последователями. С самого начала своего цензорства Катон проводит проверку сенатского и всаднического сословия. Борясь с все разрастающимся своеволием высших должностных лиц в провинциях (Plut., Cato Mai., 17-18; Liv., XXXIX,40-44). Многие представители римского нобилитета, захватывая земли на ager publicus и наживая богатства в провинциях, стремились к бесконтрольной власти в сенате. В связи с этим он предпринимал и следующие меры. Он ограничивал потребление предметов роскоши (Plut., Cato Mai., 18; Liv., XXXIX,44), причем те, которые поступали в Рим из других стран, куда утекало римское золото. Он боролся с незаконной оккупацией ager publicus, разрушая здания, выходившие за пределы частных земель. Интересна и другая мера Катона, направленная против наживы на откупах - он поднял до предела цену откупов государственных налогов. Эти меры были предприняты не только для борьбы с нобилитетом, но и для развития средних поместий. Это подтверждается и тем, что Катон в свое цензорство сокращает плату за подряды (Plut., Cato Mai., 18-19), что соответственно должно было снизить стоимость на постройку виллы и сезонных работ в поместье. По этому поводу надо заметить, что сам Катон в своем «Земледелие» часто упоминает сдачу в подряд части сельскохозяйственных и строительных работ (Cato, De agri cultura, 2,6;14-15;16;144-145). Поэтому именно таким хозяевам было выгодно сокращение платы за подряды. В этом же ключе можно воспринимать закон, внесенный в цензорство Катона Орхием, который ограничивал число пиров и гостей, а так же Фанниев закон 161 г. до Р.Х., ограничивший расходы на пиры от 10 до 100 ассов(Gell., II.24.1). Авторы законов о роскоши могли, помимо прочих соображений, помогать обеспечивать сбыт более дешевым местным продуктам. Таким образом, цензорство Катона и последующие законодательные акты должны были послужить развитию местного италийского земледелия, которое было разрушено за годы войны с Ганнибалом. Причем больше всего пострадали мелкие и средние землевладельцы. Политика Катона была откровенно протекционистской и направленной на экспорт италийский товаров в Галлию, Илиирик, дунайские и прирейнские регионы.
Во внешней политики Катон имел свою определенную программу, которая была им сформулирована в его речах. Основными пунктами этой программы являлось поддержание правовых норм в отношении союзников, замена клиентелы на провинциальное управление и уничтожение Карфагенской державы.
Первый пункт вытекал из того, что многие римские магистраты совершали злоупотребления по отношению к союзникам, пользуясь авторитарной властью основанной на военном превосходстве. Катон противопоставлял этому доскональное соблюдение договоров, особенно в отношении италийских союзников, так как они являлись основными военными сотрудниками Рима. Однако долгое время в римской политической жизни мнение Катона игнорировалось, и права союзников нередко ущемлялись, что привело к крупной войне с Рима со своими союзниками в 90-х годах I в. до н.э. Катон еще в первой половине II в. до н.э. проводил мысль о единстве Рима и Италиков. Это подтверждается тем, что в своих «Началах» Катон описывает не историю Рима, а историю всех народов Италии.
Второй пункт программы Катона, так же окончательно был реализован окончательно только во времена Империи, когда большая часть покоренных народов была включена в состав провинций. В первой же половине II в. до н.э. шел спор о том, каким образом следует организовывать руководство покоренными провинциями. Одним способом была система клиентелы, когда покоренное племя или царств сохраняло свой суверенитет, но становилось вассалом Римского государство и решало вопросы своей внешней политики в римском сенате. Покровителем (патроном) в Риме такого царства или племени мог быть один из видных римских сенаторов. Такая система имела определенный изъян, так как отношения покоренной области и Рима строились через посредника, который мог злоупотреблять своим положением и требовать за решение вопроса определенную мзду. Такие отношения строились только на основе личностного фактора и умаляли роль государственного влияния на внешнюю политику. Одним из творцов такой системы был Сципион Африканский. Против такой системы и выступал Катон, он предлагал строить отношения с покоренными народами не на основании личностного фактора, но на основе государственного контроля в новых провинциях, когда чиновника, злоупотреблявшего своим положением, можно было заменить и наказать.
Не случайно и вполне связано с экономической политикой Катона его стремление к разрушению Карфагена (война с которым началась незадолго до смерти Катона Старшего в 149 г. до Р.Х.). Не нужно говорить о том, что Катон родился, вырос и сам участвовал в противостоянии Рима и Карфагена. Но Карфаген и после поражения оставался одним из главных политических и торговых соперников Рима. Катон после своего пребывания в Карфагене, в речи перед сенатом акцентирует внимание именно на аграрных достижениях Карфагена(Plut., Cato Mai., 27).
Все мысли по направлению внутренней и внешней политики Римской республики были сформулированы и развиты Катоном в его речах, трактатах и «Началах», куда, кстати, сам Катон поместил все свои речи. Можно предположить, что «Начала» Катона создавались, как своеобразный программный документ, излагавший программу действий самого Катона.
Мысли Катона Старшего и основы его политики были поддержаны последующими поколениями римских политиков. Позже Катон сближается с частью римского нобилитета, которая так же стремилась сохранить свободное италийское крестьянство, как опору римского государства и армии. А так же, сохраняя среднее поместное хозяйство, противодействовать росту крупных земельных владений. Так Катон связывает семейными узами себя с домом Сципиона Эмилиана и другими знатными родами (Plut., Cato Mai.,21; Cic., De senectute, I,3). Именно из этой прореформаторской среды вышли братья Гракхи. Последователем политической идеологии Катона Старшего являлся и Цицерон, который следовал Катоновским заповедям и даже пытался идеализировать образ сурового Цензора. Многие идеи Катона нашли свое воплощение и в императорскую эпоху.

Содержание статьи

КАТОН, МАРК ПОРЦИЙ (Marcus Porcius Cato). В римской истории наиболее знамениты два деятеля, носившие это имя. Катон Старший, он же Катон Цензор (234 – ок. 148 до н.э.), политик, полководец и писатель, больше всего известен строгостью нравов и приверженностью идее окончательного уничтожения Карфагена. Он приходится прадедом Катону Младшему, или Катону Утическому (95–46 до н.э.), аристократу, славившемуся стоическими добродетелями и ставшему в гражданской войне символом проигранного республиканского дела.

Катон Старший.

Катон Старший родился в Тускуле в Альбанских горах к юго-востоку от Рима, где его семья владела поместьем. В должности военного трибуна он участвовал во 2-й Пунической войне, сражался, в частности, в битве при Метавре (207 до н.э.). В 204 до н.э. Катон стал квестором, т.е. чиновником по финансам, и в этом качестве сопровождал великого полководца Публия Корнелия Сципиона Африканского во время вторжения римлян в Африку. Щепетильность Катона в денежных вопросах раздражала Сципиона. Из этой поездки Катон привез в Рим Энния, которому суждено было стать великим поэтом.

При поддержке Луция Валерия Флакка, представителя древней римской знати, владевшего поместьем неподалеку от имения Катона, Катон перебрался в Рим, где поставил свои ораторские таланты на службу своему покровителю и в то же время стал собирать собственных приверженцев, чтобы начать восхождение по традиционным для римской знати ступеням власти. В 199 до н.э. он был избран эдилом, в 198 до н.э., будучи претором, управлял Сардинией, где боролся с ростовщичеством. В 195 до н.э. Катон стал консулом (величайший успех для homo novus, букв. «новый человек», т.е. «выскочка») и в этой должности отправился в Испанию, где ему пришлось подавлять восстание, с чем он превосходно справился. В качестве проконсула Катон остался в Испании еще на один год и организовал здесь новую провинцию Ближняя Испания. По возвращении он был удостоен триумфа, после чего успешно воевал в 191–189 до н.э. в Греции против царя Сирии Антиоха III, находясь под началом Мания Ацилия Глабриона.

В последующие годы Катон часто начинал судебное преследование различного рода проступков (у греков и римлян, не знавших института государственных обвинителей, это считалось долгом каждого гражданина). Так, некий полководец требовал триумф за сражения, которых, по мнению Катона, вовсе не было, другой, будучи проконсулом, проявил бессмысленную жестокость к жителям провинции. Катон был также основным критиком Сципиона Африканского и его брата Луция по вопросу о том, как они распорядились военной добычей. В своей критике Катон преуспел: Луций едва не был осужден, а сам Сципион удалился от дел.

В 184 до н.э. Катон был избран цензором вместе со своим политическим патроном Валерием Флакком. Конкуренция в тот раз была чрезвычайно жесткой, поскольку на должность претендовал целый ряд известных соискателей, и некоторые из них никак не желали уступить «выскочке», предки которого никогда не занимали в Риме высоких должностей. Катон (о его коллеге никто не упоминает) проявил себя в этой должности так, что заслужил прозвище Цензор. Он подверг список сенаторов беспощадному пересмотру, исключив из него семерых недостойных. Так же сурово пересмотрел он и сословие всадников. Был издан закон, ограничивший расходы на роскошь (римляне, как и греки, верили в действенность подобных постановлений). Кроме того, цензоры осуществили строительство целого ряда общественных зданий и проложили новые дороги, в которых ощущалась острая необходимость. В частности, огромная по тем временам сумма в 1000 талантов была израсходована на городскую канализацию.

Более всего Катон известен ролью, которую он сыграл в судьбе Карфагена. Побывав там в качестве посла в 153 до н.э., Катон был поражен растущим богатством города и потенциальной угрозой, которой мог вновь сделаться этот старинный враг Рима. Предположение, будто Катон и другие землевладельцы желали уничтожения Карфагена ради монополии в торговле вином и маслом, не слишком убедительно. Возможно, Катон опасался, как бы Карфаген не попал в руки энергичного царя Нумидии Масиниссы, который в таком случае сам сделался бы соперником Рима. Как бы то ни было, теперь Катон завершал каждое свое выступление в сенате словами: «Что до прочего, я полагаю, что Карфаген должен быть уничтожен» («Ceterum censeo Carthaginem esse delendam»). Считается, что именно по его инициативе римляне начали 3-ю Пуническую войну (149–146 до н.э.), завершившуюся разрушением Карфагена.

Биография Катона – это типичная биография римского аристократа его эпохи. Катон перебрался в Рим, потому что здесь перед ним открывалось более широкое поле деятельности, однако его сочинение Начала (не сохранилось) было посвящено скорее истории Италии, чем Рима. Нет никакой необходимости противопоставлять Катона Сципиону Африканскому, как делают некоторые авторы, которые изображают Катона реакционером и поклонником старины, возглавившим движение, враждебное Сципиону, прогрессивному обожателю греческой культуры. На самом деле Катон и сам смотрел в будущее, он проницательно усвоил все лучшее в греческой цивилизации, как ни претила ему тогдашняя греческая политика. После тридцати (а вовсе не в старости, как сообщают некоторые источники) Катон выучил греческий. Трактат О земледелии (сохранился), учебник по доходному ведению хозяйства, составлен по греческим образцам, и даже немногочисленные сохранившиеся фрагменты речей Катона (Цицерон имел более 150 его речей) обнаруживают, что он кое-что почерпнул из греческой риторики. Новое здание суда, базилика, которую возвел Катон, будучи цензором, опять же обнаруживает греческое влияние. Мы вполне можем положиться на мнение римлян следующих поколений, которые усматривали в Катоне достойный восхищения, но вполне знакомый тип римлянина.

Катон Утический.

Карьера правнука Катона Старшего, которого часто именуют Катоном Утическим – вызов историкам, ибо в эпоху уловок и компромиссов он сумел остаться безупречно честным человеком. Во всех своих поступках Катон руководствовался принципами стоической философии, раздражая этим коллег, которые полагали, что как практические политики, ответственные за ход дел, они не могут себе позволить такой роскоши. «Он говорит так, словно живет в государстве Платона, – жаловался его современник Цицерон, – а не среди подонков Ромула» (подразумевается римский электорат).

В 67–66 до н.э. Катон занимал должность военного трибуна в Македонии. Затем он был квестором (вероятно, в 64 до н.э.). В 63 до н.э. был раскрыт знаменитый заговор Катилины, направленный против римского государства. Попытка заговорщиков не удалась прежде всего благодаря отваге и энергии консула Цицерона. Во время дебатов о мере наказания сенаторов, уличенных в участии в заговоре, Юлий Цезарь выступал против смертной казни, завуалированно намекая на возможную месть. Но верх взял бескомпромиссный Катон, настаивавший на максимальной суровости, и заговорщики были казнены. Луций Лициний Мурена, избранный консулом на следующий 62 до н.э., был уличен в подкупе избирателей, и Катон пытался отстранить его по суду. Цицерон, который считал, что Мурена необходим государству как консул, в шутливой форме сумел убедить судей в несерьезности обвинений (эта его речь сохранилась). Своей принципиальной позицией Катон в какой-то мере способствовал появлению на свет «первого триумвирата» (союза Цезаря, Красса и Помпея), в 60 до н.э. фактически пришедшего к власти в Риме. В 59 до н.э. его как неизменного вождя оппозиции удалили из Рима, отправив присоединять Кипр. Вернувшись в 56 до н.э., Катон продолжал бороться с триумвиратом. Теперь он сменил тактику. Решив, что только Помпей может спасти Рим от диктатуры, он поддержал его на выборах в консулы на 52 до н.э. Самого Катона, выставившего свою кандитатуру на следующий срок, постигла неудача. Когда в 49 до н.э. Цезарь приступил к активным действиям по захвату власти, Катон тут же присоединился к противостоявшему ему Помпею. В 48 до н.э. Помпей был разбит, и Катону с остатками армии удалось переправиться в Африку, но в сражении при Тапсе (46 до н.э.) они были разбиты. Не желая смириться с поражением, Катон покончил с собой в городе Утике, чем и объясняется его прозвище. Цезарь сожалел, вероятно, искренне, что Катон не дал ему возможности выказать к нему милосердия. Цицерон написал сочинение Катон , которое превратило Катона в глазах будущих поколений в непреклонную фигуру – символ безнадежного дела республиканцев. Цезарь ответил ему полемическим Антикатоном (оба сочинения не сохранились).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Крылатые фразы Высказывания крылатые фразы цитаты
 Православный приход храма Успения Божьей Матери г
Какой скорости достигает свет в вакууме