Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Падеж имен прилагательных 4. Урок Изменение имен прилагательных по падежам" (4 класс)". «Родовые окончания имен прилагательных»

Благодаря этой удивительной части речи язык обретает выразительность и яркость, без нее наша речь не была бы столь красочна и богата. Имя прилагательное определяет предмет по его признаку и принадлежности. К нему задают вопросы «какой? какое? какая? какие?», а также оно отвечает на вопросы «чей? чья? чьё? чьи?»

Секрет – в зависимости

В предложении прилагательное обычно связано с существительными и местоимениями. Эта часть речи всегда является зависимой от них. Эта связь и подскажет нам, как определить падеж имени прилагательного. Падежи в русском языке: именительный, за ним следует родительный, потом - дательный, за ним - винительный, потом - творительный, а потом - предложный. Окончания имен прилагательных по падежам узнать несложно, если задать к ним вопрос от той части речи, от которой они зависят. Обычно окончание, которое стоит в вопросе, совпадает с тем, что имеется у прилагательного.

Что нужно учесть

Изменение прилагательных по падежам зависит от числа и рода этой части речи. И здесь нужно запомнить две вещи. Во-первых, прилагательные можно изменять по родам лишь тогда, когда они стоят в единственном числе. Во-вторых, их можно изменять по числам. Рассмотрим оба тезиса на примерах.

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего родов

Возьмем словосочетание "существительное + прилагательное в единственном числе" и проследим, как меняется окончание прилагательного в разных родах. Род имя прилагательное всегда имеет тот же самый, что и существительное, к которому оно относится.

  1. Окончания прилагательных в мужском роде: -ой, -ый, -ий. Вот пример: человек (какой?) деловой, умный, чуткий.
  2. Оконч. прилаг. в женском роде: -ая, -яя. К примеру, одежда (какая?) просторная, летняя.
  3. Оконч. прилаг. в среднем роде: -ое, -ее. К примеру, растение (какое?) высокое, многолетнее.

Окончания имен прилагательных в разных числах

Прилагательные свободно изменяются в числах. В единственном числе они обозначают признак одного предмета или группы предметов и отвечают на вопросы «какой, какое, какая?» Например: умный вопрос, широкая дорога, ласковое солнце, веселый коллектив, большое скопление, шумная толпа.

Во множественном числе имена прилагательные обозначают множество предметов, отвечая на вопрос «какие?» Например: большие надежды, маленькие огорчения. Как видим, число имени прилагательного зависит от числа существительного, с которым оно связано.

Правописание безударных окончаний в именах прилагательных

Для определения этого момента можно действовать по несложному алгоритму. Сначала необходимо задать вопрос от существительного к прилагательному.

Если вопрос - «какой?», надо проверить, находится ли окончание под ударением. Если да, то пишем -ой, если нет, то пишем -ый (-ий).

Если вопрос от существительного звучит как «чей?», то в окончании писать следует -ий

Если от существительного к прилагательному можно задать только вопросы косвенных падежей, то писать следует то же самое окончание, которое звучит в вопросе (с учетом твердого и мягкого склонения). Последнее утверждение рассмотрим подробней.

Изменение имен прилагательных по падежам

Познакомимся теперь с особенностями склонения имен прилагательных по падежам. Эти сведения помогут разобраться, как определить падеж имени прилагательного в каждом конкретном случае.

Первая группа

Это имена прилагательные единственного числа, которые имеют женский род. Они склоняются так:

  • Именительный падеж: слива (какая?) – спелая, ранняя. Оконч. прилагательных: -ая, -яя.
  • Родительный падеж: сливы (какой?) – спелой, ранней. Оконч. прилагательных: -ой, -ей.
  • Дательный падеж: сливе (какой?) – спелой, ранней. Оконч. прилагательных: -ой, -ей.
  • Винительный падеж: сливу (какую?) – спелую, раннюю. Оконч. прилагательных: -юю, -ую.
  • Творительный падеж: сливой (какой?) спелой, ранней. Оконч. прилагательных: -ой, -ей.
  • Предложный падеж: о сливе (какой?) спелой, ранней. Оконч. прилагательных: -ой, -ей.

Отметим, что окончания прилагательных совпадают в четырех падежах: родительном, дательном, творительном, предложном.

Вторая группа

Это имена прилагательные, находящиеся в единственном числе, которые имеют мужской род. Они склоняются так:

  • Именительный падеж: мяч (какой?) большой, резиновый, синий. Окончания прилагательных: -ой, -ый, -ий.
  • Родительный падеж: мяча (какого?) большого, резинового, синего. Оконч. прилагательных: -ого, -его.
  • Дательный падеж: мячу (какому?) большому, резиновому, синему. Оконч. прилагательных: -ому, -ему.
  • Чтобы определить окончание прилагательного, находящегося в винительном падеже, надо сначала выяснить, к одушевленному или неодушевленному существительному оно относится. В нашем примере прилагательные относятся к неодушевленному существительному, отвечающему на вопрос «что?». Тогда вопрос к прилагательному будет звучать так: мяч (какой?) большой, резиновый, синий. Окончания прилагательных при неодушевленном существительном: -ой, -ый, -ий. Но если существительное – одушевленное, в винительном падеже к нему следует задавать вопрос «кого?» Соответственно, и форма прилагательного изменится. Например, отца (какого?) строгого, любящего. Окончания прилагательных при одушевленном существительном: -ого, -его.
  • Творительный падеж: мячом (каким?) большим, резиновым, синим. Оконч. прилагательных: -ым, -им.
  • Предложный падеж: о мяче (каком?) большом, резиновом, синем. Оконч. прилагательных: -ом, -ем.

Третья группа

Это прилагательные единственного числа в среднем роде. Склоняются они так.

  • Именительный падеж: утро (какое?) солнечное, летнее. Окончания прилагательных: -ое, -ее.
  • Родительный падеж: утра (какого?) солнечного, летнего. Оконч. прилагательных: -ого, -его.
  • Дательный падеж: утру (какому?) солнечному, летнему. Оконч. прилагательных: -ому, -ему.
  • Винительный падеж: утро (какое?) солнечное, летнее. Оконч. прилагательных: -ое, -ее.
  • Творительный падеж: утром (каким?) солнечным, летним. Оконч. прилагательных: -ым, -им.
  • Предложный падеж: об утре (каком?) солнечном, летнем. Оконч. прилагательных: -ом, -ем.

Мы здесь видим, что во всех трех группах ответ на вопрос о том, как определить падеж имени прилагательного, сводится к одному – его узнают по падежу существительного, от коего это прилагательное зависит.

Четвертая группа

Это имена прилагательные, которые находятся во множественном числе. О них скажем следующее:

  • Именительный падеж: цветы (какие?) желтые, осенние. Окончания прилагательных: -ые, -ие.
  • Родительный падеж: цветов (каких?) желтых, осенних. Оконч. прилагательных: -ых, -их.
  • Дательный падеж: цветам (каким?) желтым, осенним. Оконч. прилагательных: -ым, -им.
  • Винительный падеж: прилагательные, относящиеся к неодушевленным существительным, склоняются по принципу именительного падежа: цветы (какие?) желтые, осенние. Окончания: -ие, -ые. Прилагательные, относящиеся к одушевленным существительным, склоняются по принципу родительного падежа: родственников (каких?) веселых, близких. Окончания: -ых, -их.
  • Творительный падеж: цветами (какими?) желтыми, осенними. Оконч. прилагат ельных: -ыми, -ими.
  • Предложный падеж: о цветах (каких?) желтых, осенних. Оконч. прилагательных: -ых, -их.

Отметим, что в этой группе прилагательные имеют сходные окончания в родительном, винительном (если относятся к одушевленным существительным), предложном падежах.

Определение падежа имени прилагательного: последовательность действий

  1. Выпишем прилагательное на листок.
  2. Выделим в нем окончание.
  3. Определим, в каком роде, числе стоит прилагательное.
  4. Выберем, к какой из четырех вышеописанных групп относится данное слово.
  5. Определим падеж прилагательного по окончанию.
  6. Если возникли сомнения, обратим внимание на существительное, от которого наше слово зависит, зададим к нему вопрос и по нему определим падеж прилагательного, поскольку оно имеет такое же окончание.

Если трудно разобраться с тем, в именительном или винительном падеже употреблено существительное (и зависимое от него прилагательное), следует посмотреть на его синтаксическую роль. Если существительное в предложении выступает как подлежащее, значит, оно имеет именительный падеж. Падежи прилагательных будут такими же. Если же существительное – второстепенный член предложения, то оно употреблено в винительном падеже. Следовательно, у прилагательных будет такой же падеж.

Мы рассмотрели, как определить падеж имени прилагательного и убедились в том, что это совсем несложно.

Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур

Тип урока
Педагогически
е задачи
Планируемые
предметные
результаты
Метапредметн
ые УУД
Личностные
результаты
Освоение нового материала
Создать условия для ознакомления с особенностью изменения по падежам имен прилагательных в единственном
числе; совершенствовать умения склонять имена прилагательные, выделять окончания; способствовать развитию
умений составлять словосочетания с данными именами прилагательными, указывать падеж имен существительных
и имен прилагательных, выделять их окончания; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры
учебного труда на уроке
Познакомятся с понятием «склонение имен прилагательных», с особенностью изменения по падежам имен
прилагательных в единственном числе; научатся склонять имена прилагательные, выделять их окончания; составлять
слово­сочетания с данными именами прилагательными, указывать падеж имен существительных и имен
прилагательных, выделять их окончания
Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять
информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; проводить аналогии между изу­
чаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель
и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать
выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с
учебным материалом; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета
Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир»,
«настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать
позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других
народов; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
Формируемые

(осуществляемые действия)
1
II.
Актуализация
знаний.
Проверка
домашнего
задания
(учебник,
упражнение
15).
Проверка
домашнего
задания
(рабочая
тетрадь,
задание 14).
Минутка
чистописания.
2
3
Проверяет домашнее задание. Проводит беседу
о проделанной работе.
– Прочитайте план рассказа на тему «Моя
любимая игрушка».
– Прочитайте рассказ так, чтобы слушатели
представили эту игрушку и поняли, что она вам
нравится.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.
Читают план.
1. Как эта игрушка попала ко мне.
2. Какая она (описание).
3. Как я с ней играю.
4. Почему это самая любимая моя игрушка.
Читают составленные рассказы. (См. РМ,
Приложение 2.)
– Рассмотрите схемы слов. По какому признаку вы
догадались, что слова, имеющие такую структуру,
– имена прилагательные?
– Прочитайте имена прилагательные, назовите их
род и число. Какие слова, имеющие такой состав,
вы записали под каждой схемой?
Проводит минутку чистописания.
– Прочитайте и запишите устойчивые выражения и
четверостишие.
– Какой звук повторяется в них?
– Дайте характеристику звукам [г’] и [г].
– Запишите соединения с буквой «г».
Читают записи в рабочей тетради,
Ранняя (ж. р., ед. ч.).
Золотистый (м. р., ед. ч.).
Розовое (ср. р., ед. ч.).
Морская (ж. р., ед. ч.).
Выполняют чистописание.
Глаза не на месте – совесть нечиста.
Гол как сокол.
Грибочек, грибок,
Масленый бок,
способы
деятельности
учащегося
4
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта. Уметь
слушать в
соответствии с
целевой
установкой.
Прини­мать и
сохранять
учебную цель и
задачу.
Дополнять,
уточнять вы­
сказанные
мнения по
существу
полученного
задания.
Осознанно
и произвольно
строить
речевое вы­

1
2
– Прочитайте орфоэпически верно слова на бук­ву
«г».
3
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Е. Трутнева
(См. РМ, Приложение 3.)
Продолжение табл.
4
сказывание
в устной
форме.
Адекватно
использовать
речевые
средства для
решения
различных
коммуникатив
ных
задач
аа
Герб – герб (Р. п.), герб (мн. ч.).
Записывают словарное слово в индивидуальный
словарик.
ыа
Организует работу над словом с непроверяемым
написанием.
– Отгадайте ребус.
– Запишите словарное слово в индивидуальные
словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ,
Приложение 4.)
Задает вопросы. Комментирует ответы,
предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные
слова
Работа над
словами с
непро­
веряемым
написанием
III. Сообщение
темы
урока.
Определение
целей урока
IV.
Объяснение
нового
материала.
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,
формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.
– Сегодня на уроке мы уточним понятие «падеж»;
научимся определять падеж имен прилагательных
Принимать
и сохранять
учебную
задачу. Делать
выводы
Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.
Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила.
Осуществлять
анализ
объектов

1
Наблюдение
над языковым
материалом.
Работа по
учебнику
(упражнение
16).
Работа по
учебнику
(упражнение
17)
2
3
Продолжение табл.
4
– Прочитайте таблицу «Изменение по падежам
имен прилагательных в единственном числе».
Какие имена прилагательные склоняются одина­
ково?
– Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей,
любое из данных имен прилагательных
вместе с именем существительным
Анализируют формулировку правила (понятия),
данную в учебнике.
Делают в ы в о д: имена прилагательные, как
и имена существительные, изменяются по
падежам, то есть склоняются. Имя прилагательное
всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что
и имя существительное, с которым имя
прилагательное связано по смыслу.
Склоняют существительное и прилагательное
в словосочетании.
И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
овощн
суп
овощн
суп
овощн
суп
овощн
суп
овощн
суп
об овощн
суп
V. Первичное
закрепление
знаний.
Работа по
учебнику
(упражнение
18).
Задает вопросы. Комментирует и
корректирует ответы. Наблюдает за работой
учащихся. Помогает, при необходимости
проверяет ответы. Комментирует выполнение
заданий.
– Прочитайте. Определите падеж имен
существительных.
Применяют новые знания на новом языковом
материале. Участвуют в обсуждении вопросов
по теме.
Осознанно
и произвольно
строить
речевое выска­
зывание
в устной фор­

1
2
3
– Подберите к каждому имени существительному
подходящее по смыслу имя прилагательное
из слов для справок. Запишите словосочетания.
– Укажите падеж имен существительных и имен
прилагательных, выделите их окончания.
– Прочитайте памятку, как определить падеж
имени прилагательного, и образец рассуждения
Записывают словосочетания. Указывают падеж
имен существительных и имен прилагательных,
выделяют их окончания.
Из шелков
(Р. п.) ткан (Р. п.), около высо­
к
(Р. п.) здани (Р. п.), по голуб
(Д. п.)
неб (Д. п.), к лесн
(Д. п.) сторожк (Д. п.),
в открыт (В. п.) окн (В. п.), интересн
(В. п.) спектакль
(В. п.), серебрист
(Т. п.)
ине
(Т. п.), под молод
(Т. п.) березк

(П. п.) медвед (П. п.).
(Т. п.), о бур
Выполняют морфологический разбор слова.
Инеем – сущ., чем?, нач. ф. – иней,
неодушевленное, нарицательное, м. р., 2­е скл.,
ед. ч., Т. п.,
дополнение.
Анализируют памятку. Рассуждают по образцу.
(См. РМ, Приложение 5.)
Продолжение табл.
4
ме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать
усилия по
решению
учебной
задачи
Работа по
учебнику
(упражнение
19)
VI.
Дальнейшая
работа
по
закреплению и
Организует дискуссию, выслушивает мнения,
подводит итог.
– Прочитайте отрывок стихотворения М.
Лермонтова.
Обобщают способы действия по правилу,
применяют на практике алгоритмические
предписания, инструкции. Выполняют аналитико­
синтетические упражнения, работу со словарями.
Понимать
на слух отве­
ты одноклас­
сников. Слу­зрения.
Осуществлять
анализ с целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону.
Формулироват
ь свое мнение
и позицию.
Строить
монологически
е высказывания
Списывают стихотворение. Указывают части
речи.
На (предл.) севере (сущ.) диком (прил.)
стоит (гл.) одиноко (нареч.)
На (предл.) голой (прилаг.) вершине (сущ.)
сосна (сущ.)
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Определяют падеж выделенных имен
существительных.
(На чем?) На севере диком (П. п.), (на чем?) на
голой (П. п.) вершине, (чем?) снегом сыпучим (Т.
п.).
Выполняют задание в рабочей тетради.
И. п.
какой?
земн
шар
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
какого?
какому?
какой?
каким?
земн
земн
земн
земн
шара
шару
шар
шаром
П. п.
о каком?
о земн
шаре
Работа в
тетради
(задание 15)
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте. Впишите пропущенные вопросы.
Продолжите склонение имен прилагательных
и имен существительных. Выделите в словах
окончания

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета (существительного к которому относится) и отвечающая на вопрос какой? какая? какие? какое?

Грамматические признаки имени прилагательного

Грамматические признаки - признаки, которые принадлежат каждой отдельной части речи. Выделяются постоянные и непостоянные признаки частей речи. Отличаются они друг от друга тем, что непостоянные признаки могут изменяться вместе с формой слова. Непостоянные остаются неизменными, независимо от формы слова.

Итак, у прилагательного только один грамматический признак, являющийся постоянным: его разряд. Выделяются три разряда:

  • качественное прилагательное (признак предмета в самом общем понимании) - серый день;
  • относительное прилагательное (обозначает материал, место, назначение) - каменный забор (забор, построенный из камня);
  • притяжательное прилагательное (обозначает лицо, к которому относится) - заячья нора (нора зайца).

К непостоянным признакам относятся:

  • степени сравнения прилагательного;
  • его краткая и полная форма;
  • число;
  • падеж.

Падеж имени прилагательного

Падеж имени прилагательного, также как и род и число является непостоянным признаком прилагательного. Но отличаются эти признаки от других тем, что зависят от тех же признаков у имени существительного, к которому это прилагательное относится.

Так как нам надо разобрать, как именно определяется падеж прилагательного, то рассмотрим эту зависимость именно на примере падежа.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо определить падеж существительного, к которому оно относится. Как правило, это существительное не составит труда найти, надо просто задать к нему вопрос.

Затем мы приступаем к определению падежа существительного. Всего в русском языке 6 падежей, и каждому из них принадлежит свой вопрос, который задается от глагола к существительному. Рассмотрим эти вопросы:

  1. И.п. (кто? что?) цветок;
  2. Р.п. (кого? чего?) цветка;
  3. Д.п. (кому? чему?) цветку;
  4. В.п. (кого? что?) цветка;
  5. Тв.п. (кем? чем?) цветком;
  6. Пр.п. (о ком? о чем?) о цветке.

После определения падежа существительного, мы приписываем этот же падеж и прилагательному.

В русском языке склонять по падежам можно только полные формы прилагательных. Для определения падежа этой части речи существует ряд правил, которые подробно описаны в нашей статье. Кроме того, в ней приведена таблица с примерами, в которой указаны все особенности склонения по падежам полных прилагательных.

Как определить падеж прилагательного?

В русском языке полные формы прилагательных изменяются по падежам, родам и числам и имеют особую систему падежных окончаний. Краткие прилагательные по падежам не склоняются.

Чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо выполнить несколько несложных шагов :

  • Определить, с каким существительным согласуется прилагательное, и в каком падеже употребляется данное существительное (падеж прилагательного будет таким же);
  • Выделить в прилагательном падежное окончание и найти его в таблице падежных окончаний прилагательных (предварительно определив род и число прилагательного).
  • Окончания в именительном и винительном, а также в винительном и родительном падежах у прилагательных мужского рода единственного числа и множественного числа могут совпадать. Поэтому при определении их падежа стоит учитывать признак одушевленности/неодушевленности у существительного, с которым прилагательное согласуется (примеры: читать интересный роман (неодуш., В. п.), встретить интересного человека (одуш., В. п.)).

Как изменяются имена прилагательные по падежам?

Особенности склонения по падежам имен прилагательных в таблице с примерами:

Падеж Единственное число Множественное число
Мужской род Средний род Женский род
И. п. Золотой ,

Круглый ,

Горячий ,

Утренний

Золотое ,

Круглое ,

Горячее ,

Утреннее

Золотая ,

Круглая ,

Горячая ,

Утренняя

Золотые ,

Круглые ,

Горячие ,

Утренние

Р. п. Золотого ,

Круглого ,

Горячего ,

Утреннего

Золотого ,

Круглого ,

Горячего ,

Утреннего

Золотой ,

Круглой ,

Горячей ,

Утренней

Золотых ,

Круглых ,

Горячих ,

Утренних

Д. п. Золотому ,

Круглому ,

Горячему ,

Утреннему

Золотому ,

Круглому ,

Горячему ,

Утреннему

Золотой ,

Круглой ,

Горячей ,

Утренней

Золотым ,

Круглым ,

Горячим ,

Утренним

В. п. Золотой / золотого ,

Круглый / круглого ,

Горячий / горячего

Утренний / утреннего

Золотое ,

Круглое ,

Горячее ,

Утреннее

Золотую ,

Круглую ,

Горячую ,

Утреннюю

Золотые / золотых ,

Круглые / круглых ,

Горячие / горячих ,

Утренние / утренних

Т. п. Золотым ,

Круглым ,

Горячим ,

Утренним

Золотым ,

Круглым ,

Горячим ,

Утренним

Золотой / золотою ,

Круглой / круглою ,

Горячей / горячею

Утренней / утреннею

Золотыми ,

Круглыми ,

Горячими ,

Утренними

П. п. О золотом ,

О круглом ,

О горячем ,

Об утреннем

О золотом ,

О круглом ,

О горячем ,

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» (см. выше). Какие имена прилагательные склоняются одинаково?

17. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имён прилагательных вместе с именем существительным.

Овощной суп, ночное небо, земная кора.

18. Прочитайте. Определите падеж имён существительных.

Сшили из... ткани, остановились около... здания, плыли по... небу, подъехали к... сторожке, смотрели... спектакль, влетел в... окно, украсились... инеем, вырос под... берёзкой, купались в... море, прочитали о... медведе.

    Слова для справок: высокого, шёлковой, голубому, лесной, открытое, интересный, молодой, тёплом, серебристым, буром.

  • Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из слов для справок. Запишите словосочетания.
  • Укажите падеж имён существительных и имён прилагательных, выделите их окончания.

19. Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения.

Рассуждайте по образцу: имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом - имя существительное среднего рода (село ), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом ), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим ).

20. Прочитайте.

      На севере диком стоит одиноко
      На голой вершине сосна
      И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
      Одета, как ризой, она.
      (М. Лермонтов)

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж выделенных имён прилагательных.
  • Спишите стихотворение. Укажите, к какой части речи относится каждое слово из первых двух строк.

21. Прочитайте.

Валентин Александрович Серов - прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» - один из лучших детских портретов в мировом искусстве. Всмотритесь в картину.

Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.

Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.

(. Долгополов)

  • Определите тему и главную мысль текста. Объясните значение выражений мастер портретной живописи, мировое искусство .
  • Найдите в тексте имена прилагательные. Скажите, с какой целью они употреблены в 1-й и во 2-й частях текста.
  • Прочитайте описание мальчика. Каким вам представляется мальчик по этому описанию?

22. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов».

  • Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? Совпадает ли описание мальчика из упр. 21 с вашим впечатлением о картине? Каковы ваши впечатления о портрете? А что могло удивить мальчика? Выскажите свои предположения.
  • Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова "Мика Морозов"». Начните сочинение первыми двумя предложениями из текста упр. 21.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Крылатые фразы Высказывания крылатые фразы цитаты
 Православный приход храма Успения Божьей Матери г
Какой скорости достигает свет в вакууме