Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что лежит в основе поведения организма человека. Этология - наука о поведении животных. Темы курсовых работ и рефератов

Поведение и действия живого организма определяются прежде всего задачей, которая предполагает:

Активную постановку цели на основе внутренних механиз­мов целеполагания, а также планирование способа ее до­стижения в соответствие с предметными условиями ситуа­ции;

Реализацию действий, направленных на достижение цели, организация, координация и коррекция которых осущест­вляется на разных психофизиологических уровнях при участии разных афферентных систем.

Двигательные задачи могут представлять собой: а) локо­моторные акты; б) предметно-манипулятивные действия (у высших животных); в) символические действия (у челове­ка).

4. С какими трудностями сталкиваются позвоночные животные при организации выполнения двигательных дей­ствий?

Опорно-двигательная система позвоночных - это система подвижно сочлененных звеньев скелета. Сочленения звеньев скелета образуют кинематические цепи, мера подвижности ко­торых определяется числом степеней свободы в каждом суста­ве.

Увеличение степеней свободы подвижности до двух и бо­лее ведет к необходимости их ограничения при организации

движений. Устранение избыточных степеней свободы дви­жущегося органа есть координация движений, которая осу­ществляется путем:

Целесообразного выбора траектории движений на основе ограничения избыточных степеней свободы;

Постоянной компенсации: а) реактивных сил; б) инер­ционных сил, образующихся в результате любых движе­ний и передающихся на все звенья кинематической сис­темы;

Постоянной координации между силами, действующимина организм из внешнего мира, и внутренними силами, возникающими при сокращении мышц.

5. Как организуется регуляция и координация предметного исполнительного действия? Что представляет собой меха­низм сенсорных коррекций?

Любое двигательное действие реализуется на основе непрерывно осуществляемых сенсорных коррекций, кото­рые обеспечиваются различными органами чувств (аффе­рентными, рецепторными системами), следящими за вы­полнением движения и обеспечивающими возможность его эфферентной регуляции. При этом рецепторные сис­темы выполняют две основные функции:

Сигнальную связь организма с внешним миром (ориенти­ровка во внешней среде);

Обеспечение координированной работы органов, реализу­ющих двигательные действия (ориентировку в организа­ции собственного поведения).

6. Как организуются сенсорные коррекции в процессе выпол­нения двигательного действия?

Сенсорные коррекции протекают по формуле «рефлек­торного кольца», зависят от характера двигательной задачи, осуществляются целостными синтезами, которые представ­ляют собой несколько иерархически взаимосвязанных уров­ней.


Разные двигательные задачи в зависимости от своего содержания и смысловой структуры обеспечиваются качест­венно различающимися, формирующимися на протяже­нии индивидуальной жизни целостными синтезирован­ными комплексами сенсорных коррекций.

Такие синтезируемые комплексы сенсорных коррекций лежат в основе разнообразных навыков и умений.

7. Чем характеризуются разные уровни регуляции действий на основе сенсорных коррекций?

Каждый уровень организации сенсорных коррекций характеризуется:

Нейрофизиологической локализацией и анатомическим субстратом (определенными типами рецепторов и типами чувствительности, проводящими нервными путями, цент­рами в ЦНС);

Ведущей афферентацией - особенностями сигналов, ко­торые поступают от органов чувств и обеспечивают вос­приятие результативности собственных движений и дейст­вий;

Специфическими характеристиками и свойствами движе­ний, которые преимущественно регулируются данным уровнем сенсорных коррекций;

Набором самостоятельных движений, которые преиму­щественно организуются и управляются данным уров­нем;

Фоновой (вспомогательной) ролью уровня в двигательных действиях, управляемых вышележащими уровнями;

Дисфункциями и патологическими синдромами.

8. Какие функционально-структурные уровни сенсорных коррекций включаются в состав организации и регуляции раз­личных действий?

В соответствии с указанными основаниями выделяются следующие уровни организации сенсорных коррекций, на основе которых организуется и регулируется выполнение разных по сложности действий.

Уровень регуляции тонуса, рубро-спинальный, палеокине-тический (уровень А)

Локализация и анатомические субстраты: гладкие мышцы, иннервируемые вегетативной нервной системой (в отли­чие от неокинетических поперечно-полосатых мышц); спинной мозг и стволовая группа красного ядра (ра!аеошЬ - гшп, пеогаЬгат).

Ведущая афферентация". информация о положении и на­правленности тела в поле тяготения, проприорецепция давления и позы тела при тесной связи с вестибулярной системой.

Характеристика движений: обеспечивает тонус попереч­но-полосатой мускулатуры, реципрокную иннервацию мышц-антагонистов за счет тонуса, изменение возбуди­тельных и механических характеристик мышечного тону­са.

Движения, где данный уровень выступает в качестве веду­щего: дрожь, ритмично-вибрационные движения, приня­тие и удержание определенной позы. При этом большая часть движений, которые регулируются данным уровнем, остаются на протяжении всей жизни непроизвольными и неосознаваемыми.

Дисфункции и патология:

а) гиперфункция (при патологии вышележащих уров­ней): «тремор покоя» при паркинсонизме; каталеп­сия;

б) гипофункция: тремор при выполнении целенаправ­ленных действий (который также может быть связан с поражением уровня С).

Уровень синергии и штампов, уровень регуляции действий в «пространстве тела», таламо-паллидарный, неокинетиче­ский (уровень В)

Локализация и анатомический субстрат: зрительные бугры в качестве мозговых центров афферентации; бледные тела (входящие в экстрапирамидную систему) в качестве эф-

фекторных центров, которые: а) иерархически подчиняют группу красного ядра (уровень А); б) подчинены подкор­ковому эффектору - полосатому телу.

Ведущая афферентация: суставно-угловая проприорецеп­ция скоростей и положений частей тела (тело выступает исходной системой координат), экстероцептивная кожная чувствительность.

Характеристика движений: движения тела безотноситель­но к чему-либо вовне - приспособленность к обширным мышечным синергиям; стройность и налаженность мы­шечных движений во времени, их чередование и повторяе­мость.

Движения, где данный уровень регуляции выступает в каче­стве ведущего: выразительная мимика и пантомимика, пластика, вольные упражнения, управление ритмом дви­жения, обеспечение чередования работы обширных групп мышц-сгибателей и мыщц-разгибателей.

Дисфункции и патологии:

а) гиперфункция: избыточные синергии и синкинезии, гиперкинезы;

б) гипофункция: симптомокомплекс паркинсонизма – выклю-чение отправлений самого уровня и снятие контроля над уровнем А; деавтоматизация различных сложных предметных действий; персеверации в мо­мент начала и остановки движений.

Теория организации целенаправленных действий и поведе­ния на основе механизмов сенсорных коррекций Н. А. Бернш-теина одна из наиболее часто упоминаемых психологами фи­зиологических теорий. Теоретический подход Н. А. Бернштей-на к объяснению механизмов организации целенаправленных действий часто называют также «физиология активности». Со­держание основных объяснительных оснований, заложенных в основу этого теоретического подхода, может быть изложено в форме ответов на ряд вопросов.

7. Какой принцип лежит в основе организации целенаправ­ленного поведения живых организмов?

Для объяснения целенаправленных действий живого ор­ганизма необходимо опираться на принцип активности. Ак­тивность, характеризующая поведение живых организмов, предполагает наличие внутренних механизмов программи­рования и организации поведения, которые обеспечивают непрерывный циклический процесс взаимодействия внут­ренней среды организма с внешней средой.

» Представления о стимул-реактивной или условно-рефлек­торной организации поведения на основе автоматизиро­ванных цепей элементарных ответных реакций на внеш­ние раздражители является ошибочным.

Поведение живых организмов следует исследовать как целостные активно организуемые целенаправленные акты.

2. Какие психофизиологические механизмы необходимы для организации целенаправленного поведения?

Организация активных целенаправленных действий необходимо предполагает наличие у живых организмов механизмов построения «модели потребного будущего» на основе вероятностного прогнозирования, механизмов


программирования действий, механизмов коррекции дей­ствий по ходу их исполнения.

Понятие «рефлекторная дуга» необходимо заменить поня-
-, тием «рефлекторное кольцо», которое фиксирует факт ре­
гуляции и контроля всех отправлений организма по прин­
ципу обратной связи на основе непрерывного потока аф­
ферентной сигнализации контрольного и коррекционного
назначения.

3, Что лежит в основе активной организации поведения и действий живого организма?

Поведение и действия живого организма определяются прежде всего задачей, которая предполагает:

Активную постановку цели на основе внутренних механиз­
мов целеполагания, а также планирование способа ее до­
стижения в соответствие с предметными условиями ситуа­
ции;

Реализацию действий, направленных на достижение цели,
организация, координация и коррекция которых осущест­
вляется на разных психофизиологических уровнях при
участии разных афферентных систем.

Двигательные задачи могут представлять собой: а) локо­моторные акты; б) предметно-манипулятивные действия (у высших животных); в) символические действия (у челове­ка).

4. С какими трудностями сталкиваются позвоночные животные при организации выполнения двигательных дей­ствий?

Опорно-двигательная система позвоночных - это система подвижно сочлененных звеньев скелета. Сочленения звеньев скелета образуют кинематические цепи, мера подвижности ко­торых определяется числом степеней свободы в каждом суста­ве.

Увеличение степеней свободы подвижности до двух и бо­лее ведет к необходимости их ограничения при организации


ми ч« I imtmn «; и»! w:i tttmurn


движений. Устранение избыточных степеней свободы дви­жущегося органа есть координация движений, которая осу­ществляется путем:

Целесообразного выбора траектории движений на основе
ограничения избыточных степеней свободы;

Постоянной компенсации: а) реактивных сил; б) инер­
ционных сил, образующихся в результате любых движе­
ний и передающихся на все звенья кинематической сис­
темы;

Постоянной координации между силами, действующими
на организм из внешнего мира, и внутренними силами,
возникающими при сокращении мышц.

5. Как организуется регуляция и координация предметного
исполнительного действия? Что представляет собой меха­
низм сенсорных коррекций?

Любое двигательное действие реализуется на основе непрерывно осуществляемых сенсорных коррекций, кото­рые обеспечиваются различными органами чувств (аффе­рентными, рецепторными системами), следящими за вы­полнением движения и обеспечивающими возможность его эфферентной регуляции. При этом рецепторные сис­темы выполняют две основные функции:

Сигнальную связь организма с внешним миром (ориенти­
ровка во внешней среде);

Обеспечение координированной работы органов, реализу­
ющих двигательные действия (ориентировку в организа­
ции собственного поведения),

6. Как организуются сенсорные коррекции в процессе выпол­
нения двигательного действия?

Сенсорные коррекции протекают по формуле «рефлек-торного кольца», зависят от характера двигательной задачи, осуществляются целостными синтезами, которые представ­ляют собой несколько иерархически взаимосвязанных уров­ней.


Разные двигательные задачи в зависимости от своего со­
держания и смысловой структуры обеспечиваются качест­
венно различающимися, формирующимися на протяже­
нии индивидуальной жизни целостными синтезирован­
ными комплексами сенсорных коррекций.

Такие синтезируемые комплексы сенсорных коррекций
лежат в основе разнообразных навыков и умений.

7. Чем характеризуются разные уровни регуляции действий
на основе сенсорных коррекций?

Каждый уровень организации сенсорных коррекций ха­рактеризуется:

Нейрофизиологической локализацией и анатомическим
субстратом (определенными типами рецепторов и типами
чувствительности, проводящими нервными путями, цент­
рами в ЦНС);

Ведущей афферентацией - особенностями сигналов, ко­
торые поступают от органов чувств и обеспечивают вос­
приятие результативности собственных движений и дейст­
вий;

Специфическими характеристиками и свойствами движе­
ний, которые преимущественно регулируются данным
уровнем сенсорных коррекций;

Набором самостоятельных движений, которые преиму­
щественно организуются и управляются данным уров­
нем;

Фоновой (вспомогательной) ролью уровня в двигательных
действиях, управляемых вышележащими уровнями;

Дисфункциями и патологическими синдромами.

8. Какие функционально-структурные уровни сенсорных
коррекций включаются в состав организации и регуляции раз­
личных действий?

В соответствии с указанными основаниями выделяются следующие уровни организации сенсорных коррекций, на основе которых организуется и регулируется выполнение разных по сложности действий.


мнимициишницццшпиинтя вигами итшнш яш шмитммпн iwtime птмнм д.щ:: м < i шмнпн -


Уровень регуляции тонуса, рубро-спиналъный, палеокине- тический (уровень А)

Локализация и анатомические субстраты: гладкие мышцы,
иннервируемые вегетативной нервной системой (в отли­
чие от неокинетических поперечно-полосатых мышц);
спинной мозг и стволовая группа красного ядра (palaeorub-
гшп, neorubrum).

Ведущая афферентаиия: информация о положении и на­
правленности тела в поле тяготения, проприорецепция
давления и позы тела при тесной связи с вестибулярной
системой.

Характеристика движений: обеспечивает тонус попереч­
но-полосатой мускулатуры, реципрокную иннервацию
мышц-антагонистов за счет тонуса, изменение возбуди­
тельных и механических характеристик мышечного тону­
са.

Движения, где данный уровень выступает в качестве веду­
щего:
дрожь, ритмично-вибрационные движения, приня­
тие и удержание определенной позы. При этом большая
часть движений, которые регулируются данным уровнем,
остаются на протяжении всей жизни непроизвольными и
неосознаваемыми.

Дисфункции и патология:

а) гиперфункция (при патологии вышележащих уров­
ней): «тремор покоя» при паркинсонизме; каталеп­
сия;

б) гипофункция: тремор при выполнении целенаправ­
ленных действий (который также может быть связан с
поражением уровня С).

Уровень синергии и штампов, уровень регуляции действий в «пространстве тела», таламо-паллидарный, неокинетиче­ский (уровень В)

Локализация и анатомический субстрат: зрительные бугры
в качестве мозговых центров афферентации; бледные тела
(входящие в экстрапирамидную систему) в качестве эф-


фекторных центров, которые: а) иерархически подчиняют труппу красного ядра (уровень А); б) подчинены подкор­ковому эффектору - полосатому телу.

Ведущая афферентаиия: суставно-угловая проприорецеп­
ция скоростей и положений частей тела (тело выступает
исходной системой координат), экстероцептивная кожная
чувствительность.

Характеристика движений: движения тела безотноситель­
но к чему-либо вовне - приспособленность к обширным
мышечным синергиям; стройность и налаженность мы­
шечных движений во времени, их чередование и повторяе­
мость.

Движения, где данный уровень регуляции выступает в каче­
стве ведущего:
выразительная мимика и пантомимика,
пластика, вольные упражнения, управление ритмом дви­
жения, обеспечение чередования работы обширных групп
мышц-сгибателей и мыщц-разгибателей,

Дисфункции и патологии:

а) гиперфункция: избыточные синергии и синкинезии,
гиперкинезы;

б) гипофункция: симптомокомплекс паркинсонизма -
выключение отправлений самого уровня и снятие
контроля над уровнем А; деавтоматизация различных
сложных предметных действий; персеверации в мо­
мент начала и остановки движений.

Выживание организмов во многом определяется их способностью взаимодействовать с окружающей средой. Это в наибольшей степени достигается через реализацию целого ряда поведенческих реакций.

Поведение — совокупность всех действий организма.

Поведенческие реакции тем более очевидны, чем заметнее изменение силы действия экологических факторов. При этом в поведенческой реакции может быть задействована либо только какая-то функция или орган, либо весь организм. Например, при встрече хищника и жертвы жертва подвержена испугу и часто вынуждена спасаться бегством. При этом в ответной реакции жертвы принимает участие большинство систем органов: нервная, дыхательная, опорно-двигательная, кровеносная, пищеварительная. Это, по сути, и есть тот суммарный ответ на внешнее воздействие, который и принято называть поведением.

Известно, что определенные поведенческие реакции вызываются не только внешним, но и внутренним воздействием. Так, при длительном отсутствии пищи в крови хищника снижается количество питательных веществ (глюкозы, аминокислот). Этот недостаток воспринимается хеморецепторами и далее посредством нервных импульсов поступает в центр голода головного мозга. Таким образом, у хищника формируется чувство голода, которое толкает его на поиск добычи.

В зависимости от эволюционного положения организма поведенческие реакции и средства достижения определенных потребностей различны. В то же время единым для всех организмов является то, что возникшая потребность побуждает к действию, направленному на ее удовлетворение. Такое побуждение к действию называется мотивацией . Например, при снижении количества корма в среде обитания и одноклеточные протисты, и хищные млекопитающие способны проявлять сходные действия. Они изменяют территорию поиска, переходят на новые участки. Таким образом, совершаются сходные поведенческие акты, хотя их механизмы различны.

Поведение играет очень важную роль в выживании организмов. Безусловно, поведенческие реакции самые быстрые и характеризуют физиологическое состояние организма. Например, от прямых солнечных лучей человеку проще спрятаться в тень, чем ждать, пока кожа загорит и станет менее чувствительной.

Уровни поведения и эволюция

Выделяют пять уровней (форм) поведения, характерных для животных. Их можно объединить в две группы: врожденные и приобретенные. К врожденным относятся постоянные (стереотипные) формы поведения — таксисы , рефлексы и инстинкты . Они практически не меняются в течение жизни и чаще всего носят наследственный характер. Приобретенными формами поведения являются те, которые развиваются в течение жизни индивида, — научение и рассудочная деятельность . По мере усложнения организации врожденные формы поведения постепенно уступают место приобретенным. Например, таксисы чаще проявляются у протистов, в меньшей степени — у червей и исчезают у примитивных млекопитающих. У пчел преобладает инстинктивное поведение, а у собак оно сменяется способностями к обучению. Высший уровень — рассудочная деятельность начинает формироваться у низших млекопитающих, усиливается у высших приматов и максимальна у человека.

Врожденные формы поведения (таксисы, рефлексы, инстинкты)

Врожденные формы поведения (таксисы, рефлексы, инстинкты) являются полезными для жизнедеятельности реакциями организма. Они сформировались и закрепились в генотипе в результате действия естественного отбора. Данные формы поведения очень разнообразны и постоянны для видов, а также для более крупных таксономических единиц (родов, семейств, отрядов). Поэтому врожденные формы поведения можно использовать в качестве систематического признака при классификации животных. Например, представители семейства волчьих на охоте используют длительную погоню, основанную на выносливости и изнурении жертвы. Представители же кошачьих предпочитают выжидательный способ охоты. Они набрасываются на жертву, подстерегая ее в укрытии.

Простейшей врожденной формой поведения являются таксисы.

Таксис — форма пространственной ориентации организмов по отношению к источнику раздражения. Если движение осуществляется к источнику раздражения — это положительные таксисы, если в противоположную сторону — отрицательные. В зависимости от природы раздражителя выделяют фото-, термо-, хемотаксисы и др. Примером положительного термотаксиса служит скопление водных беспозвоночных в верхних, наиболее прогреваемых участках водоема. Положительным хемотаксисом является распознавание насекомыми половых партнеров, а также мест своего обитания даже на значительном удалении от них. Отрицательным таксисом будет, к примеру, движение анаэробных бактерий в сторону от повышенной концентрации кислорода.

Рефлексы представляют собой стереотипные реакции организма на определенные воздействия, происходящие при участии нервной системы. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и др. Безусловные рефлексы одинаковы у всех животных одного вида, и именно на них основаны все формы врожденного поведения. Условные рефлексы, открытые И. П. Павловым, лежат в основе научения — приобретенной формы поведения. Их формирование можно рассматривать как звено между врожденными и приобретенными формами поведения. Примером рефлекторной формы поведения может быть пассивно-оборонительный рефлекс у животных. В данном случае животное замирает при появлении хищника или незнакомом звуке.

Интересной формой стереотипного поведения являются инстинкты — цепи сложных безусловных рефлексов. Инстинкты возникли в процессе эволюции в качестве приспособлений к типичным условиям существования вида. Благодаря наследственной закрепленности инстинкты проявляются в любой момент жизнедеятельности организма и не требуют специального обучения. Инстинктивное поведение направлено на повышение выживаемости организмов. Примером инстинктов является деятельность насекомых, птиц и других животных по добыванию пищи, постройке гнезд, выведению потомства. При строительстве гнезда певчий дрозд, например, смазывает лоточек глиной, а дрозд белобровик этого не делает. Синица ремез строит из растительного пуха сложное гнездо в виде мешочка, подвешенного к ветвям дерева. У млекопитающих только что родившиеся детеныши сразу начинают сосать материнское молоко. Птенцы лебедей и уток, только вылупившись, уже умеют плавать.

Индивидуально приобретенные формы поведения (научение, рассудочная деятельность)

Перечисленные врожденные формы поведения обеспечивают приспособленность организма для удовлетворения основных жизненных потребностей при неизменных условиях внешней среды. Для выживания в динамически изменяющихся условиях организмам необходимо менять свои поведенческие реакции. Этой способностью в форме приобретенных условных рефлексов в наибольшей степени обладают птицы и млекопитающие. В данном случае животное обучается реагировать на новый, безразличный в старых условиях стимул.

Научение — приспособительное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет которого достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания.

Простейшим способом индивидуального научения в природе является метод проб и ошибок . К примеру, молодой птенец, слетевший с гнезда, будет пытаться поймать осу, пока не убедится, что это яркоокрашенное насекомое несъедобно. Точно так же лягушки отказываются от поедания насекомых с предостерегающей окраской, если ранее с ними уже встречались.

Для теплокровных животных характерна интересная форма научения — импринтинг (запечатление) . Запечатлением является следование детенышей за объектом их постоянного внимания, например за матерью. Однако, если только что вылупившемуся утенку представить другой передвигающийся объект, утенок пойдет за ним. Если в дальнейшем птенцу будет представлена собственная мать, он все равно пойдет за первоначально запечатленным объектом. Запечатление формируется исключительно в раннем возрасте. Если оно не возникает сразу, данный вид научения может вообще не развиться.

Простой формой научения является привыкание . Оно развивается при продолжительном повторении неподкрепленных стимулов. Например, птицы, собирающие на поле корм, со временем перестают реагировать на работающую сельскохозяйственную технику. Этот вид научения позволяет животным с раннего возраста различать нейтральные факторы окружающей среды и не реагировать на них.

У птиц и млекопитающих развито подражание , которое также является приспособительной поведенческой реакцией. К примеру, молодые тигры, охотясь, подражают взрослым при выслеживании и подкрадывании к жертве. Подражание играет важную роль в поведении человека. Так, маленькие дети неосознанно подражают старшим братьям и сестрам, подростки — педагогам или кумирам.

Высшей приспособительной формой поведения, наиболее развитой у человека, является рассудочная деятельность.

Рассудочная деятельность — способность к выполнению адаптивного поведенческого акта в сложившейся ситуации.

В основе рассудочной деятельности лежит мышление. Мышление — вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности предметов и явлений и установлении закономерных связей и отношений между ними. Помимо человека, только высшие приматы оказались способны решать мыслительные задачи с минимальным числом повторений.

Например, шимпанзе, пытаясь достать банан, подвешенный к потолку клетки, использует деревянный ящик в качестве опоры. Стараясь максимально приблизить ящик к цели, обезьяна ставит его на ребро. При этом расстояние до банана, безусловно, сокращается. Задачи на элементарную рассудочную деятельность на основе мыслительных процессов решают и некоторые породы собак. Так, пастушьи собаки самостоятельно могут собрать стадо, разбить его на определенные группы, найти и вернуть отставших животных и др.

Мышление позволяет человеку адаптироваться к меняющимся условиям среды без метода проб и ошибок. Оно позволяет устанавливать логические связи между изучаемыми предметами и явлениями. Благодаря мышлению человек способен непрерывно пополнять запас понятий и представлений об окружающем мире. Только человек способен формулировать новые суждения и умозаключения. Благодаря мышлению человек с раннего возраста может воспринимать информацию в виде символов (букв и слов). Способность мыслить — одна из самых важных поведенческих адаптаций человека. Недаром древние мудрецы говорили: «Мыслю — значит существую».

Поведение — совокупность всех действий организма. Формы поведения бывают врожденные и приобретенные. К врожденным относятся постоянные (стереотипные) формы поведения — таксисы, рефлексы и инстинкты. Они не меняются в течение жизни и носят наследственный характер. Приобретенными формами поведения являются те, которые развиваются в течение жизни индивида, — научение и рассудочная деятельность.

Поведение Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Поведение

Присущее живым существам с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью . Термин «П.» применим как к отдельным особям, индивидам , так и к их совокупностям (П. биологического вида, социальной группы ). Первые попытки научно понять П. возникли на основе механистического детерминизма , в категориях к-рого П. трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин ) позволило объяснить целесообразность П. живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования П. в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал П. противопоставил П. сознанию , полагая, что предметом психологии является только П., которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы . В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы (см. ) Своеобразие П. индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом к-рых он является, от групповых норм , ценностных ориентаций , ролевых предписаний (см. ). Неадекватность П. (выражающаяся, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программы П.) отрицательно сказывается на межличностных отношениях .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Поведение

Присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). В основе поведения лежат потребности организма, над коими надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из среды гомогенной в предметную, а затем социальную. К фактам поведения относятся:

1 ) все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;

2 ) отдельные движения и жесты;

3 ) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;

4 ) поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным. Для понимания биологической предистории специфически человеческих форм поведения чрезвычайно; важны сведения об инстинктах животных, а также о языке и общении животных и об использовании ими орудий.

Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение - это особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его - социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма коей - труд, а атрибут - общение.

Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в поведении - отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения - поступок.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПОВЕДЕНИЕ

(англ. behavior , behaviour ) - извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий , осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.

Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психических - побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. - это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга , но не сводящиеся к ним.

П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности .

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «П.» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки , в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Поведение

   ПОВЕДЕНИЕ (с. 453) - совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в том числе человека. В обыденной речи традиционно принята более узкая трактовка поведения как соблюдения человеком общепринятых правил взаимоотношений и выполнения определенных форм действий (учебных, профессиональных и т.п.). Соответственно поведение определяется в оценочных критериях как примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное. Такая трактовка, однако, не исчерпывает всего многообразия форм поведения и не позволяет рассмотреть это явление всесторонне.

Поведение любого живого существа представляет собой непрерывный процесс приспособления к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Для всех животных среда выступает как совокупность биологических факторов. Поведение животных по своей сути является реактивным, то есть представляет собой комплекс реакций на стимулы среды. Именно в этом аспекте поведение рассматривается в рамках бихевиоризма. Сторонники этого направления (Дж.Уотсон, Б.Ф.Скиннер и др.) распространили представления, основанные на изучении поведения животных, и на деятельность человека. Этот подход вызвал резкую критику со стороны многих ученых, доказывавших несостоятельность биологизации поведения человека. Действительно, многие поступки человека бывают продиктованы необходимостью отреагировать на требования внешней среды. Но человеческое поведение этим не исчерпывается. Простейшие действия обусловлены нешними побуждениями, то есть поведение человека в своих отдельных проявлениях может быть реактивным. Но многие более сложные действия определяются внутренними побуждениями человека, и таким образом его поведение выступает как подлинная активность. Основным содержанием поведения животных является приспособление к среде. Человек оказывается способен вышти за рамки реактивного приспособления. Высшие проявления его поведения носят характер деятельности. С научно-методологической точки зрения деятельность - категория специфически человеческая. Ее своеобразие состоит в том, что она бывает направлена как на приспособление к внешним условиям, так и (на более высоком уровне) на приспособление условий среды к потребностям самого человека. Тем самым достигается подлинно активный, а не реактивный характер человеческого поведения.

На ранних этапах развития поведение ребенка всецело продиктовано стимулами среды. (Именно поэтому педагогические рекомендации бихевиористов оказываются весьма эффективными для детей младшего возраста; впоследствии их роль снижается.) Поведение ребенка первых лет жизни психологи определяют как полевое, то есть обусловленное внешним полем - той материальной обстановкой, которая последовательно предстает перед ребенком. Если психическое развитие нарушено, как это бывает при различных психических заболеваниях и аномалиях (например, шизофрении, аутизме и др.), поведение и впоследствии дол го"остается полевым, непроизвольным. Например, разместив соответствующим образом игрушки в комнате, можно точно предсказать последовательность действий ребенка, страдающего аутизмом, когда он войдет в эту комнату. Нормальное психическое развитие предусматривает постепенное формирование произвольной регуляции поведения, когда все большую роль приобретают собственные побуждения ребенка (поведение становится «поленезависимым»). Поведение постепенно утрачивает спонтанный, импульсивный характер и все в большей степени опосредуется сознательно поставленными целями.

Поведение человека выступает внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей, идеалов. Причем знание человеком определенных норм и правил недостаточно для регуляции его поведения, если они не усвоены им осознанно и не приняты как собственные убеждения. Лишь воплотившись в реальное поведение, внутренние установки обретают свойство убеждений.

В поведении каждого человека находят отражение его индивидуально-психологические особенности: степень эмоциональной устойчивости, черты характера, склонности и др. Отдельные индивидуальные черты могут накладывать на поведение негативный отпечаток. Например, эмоциональная неуравновешенность в сочетании с усвоенной склонностью к насильственным действиям может проявиться в агрессивном поведении.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Поведение

Общий термин, описываюший любую реакцию организма, которую можно измерить. Споры о том, что можно, а что нельзя считать поведенисм, продолжаются с момента возникновения бихевиоризма, где акцент делается лишь на явных и наблюдаемых реакциях. С годами значение термина расширилось, и теперь он используется для обозначения целого ряда реакций, которые не поддаются непосредственному наблюдеиию. К примеру, работу чсловеческой памяти или механизм решения проблем можно считать разновидностью поведения, хотя исследователь выводит свои заключения на основе конечного результата, а не наблюдения за процессом.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "поведение" в других словарях:

    ПОВЕДЕНИЕ - способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… … Биологический энциклопедический словарь

    ПОВЕДЕНИЕ - процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… … Философская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - до конца 19 начала20 вв. понималось почти исключительно как общеупотребительный термин.в области практической педагогики, включавший в себя общественную оценку («хорошее», «плохое» П.) нравственного уровня учащегося в… … Большая медицинская энциклопедия

    ПОВЕДЕНИЕ - ПОВЕДЕНИЕ, поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения. || Образ действий. «Мое поведение, я знаю, непростительно грубо.» А.Тургенев. || Соблюдение установленных правил… … Толковый словарь Ушакова

    поведение - См … Словарь синонимов

    Поведение - Поведение ♦ Comportement Способ действия или реагирования, оцениваемый со стороны. Противостоит мотиву или мотивации, а в более общем смысле – всему тому, что может быть осмыслено только субъективно, глядя изнутри. Вот что говорит по этому… … Философский словарь Спонвиля

Поведение животных является совокупностью проявлений внешней, преимущественно двигательной активности, направленной на установление жизненно необходимых связей организма с окружающей средой. Состоит их поведение из доминирующих (врожденных) и дополняющих (приобретенных) форм приспособлений. Во внешнем плане поведение животных проявляется в совокупности последовательных действий, основой которых актуальны биологические потребности. Изменение поведения животных обусловлено изменением факторов внешней или внутренней среды. Наука о поведении животных называется этологией.

Поведение человека намного сложнее активностью, имеет ряд отличий, обусловленных биосоциальной природой вида Homo sapiens. В процессе антропогенеза на ее становление, кроме биологических (естественный отбор, наследственная изменчивость), влияли такие социальные факторы, как супильний образ жизни, труд, язык и абстрактное мышление. Поэтому, в отличие от животных, поведение человека всегда общественно обусловленной и имеет сознательный, целенаправленный характер. Поскольку у человека есть абстрактное мышление, то различают внешнюю (действия, поступки, привычки) и внутреннюю (формирование представлений, абстрактных образов для мышления) поведение. Основой поведенческих форм человека является не только биологические, но и социальные нужды. Поэтому поведение человека включает действия, направленные на непосредственное удовлетворение своих жизненно важных потребностей, и действия, которые организуют взаимоотношения с другими людьми в соответствии с принятыми в обществе нормами морали и права. В поведении человека можно выделить, кроме врожденных и приобретенных форм приспособлений, еще и такой важный приспособительный механизм, как умственную деятельность. Поведение человека изучают психология, социология, педагогика, психогенетики и др. Итак, поведение человека - это совокупность проявлений внешней и внутренней активности, направленной на удовлетворение биологических и социальных потребностей и установления жизненно необходимых связей организма человека в социальной среде.

Роль рефлексов в формировании поведения человека

Рефлекс - реакция организма на любое раздражение, осуществляемая со участием нервной системы. Впервые понятие "рефлекс" введено в науку французским ученым Рене Декартом. В создании рефлекторной теории участвовали Я. Прохазка, И. М. Сеченов, И. П. Павлов и др.

Рефлексы лежат в основе нервной регуляции организма. За возникновением И. П. Павлов разделил все рефлексы на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы - это врожденные стабильные реакции но действие раздражителей, которые обеспечивают приспособление к стабильным условиям жизни. Основными особенностями безусловных рефлексов является то, что они:

безусловных раздражителей;

Является врожденными и наследственными, то есть формируются и реализуются жесткой генетической программой; большинство из них проявляется сразу после появления на свет (дыхательные, сосательный рефлексы); некоторые безусловные рефлексы (половые) формируются при развитии по мере созревания нервной, эндокринной систем;

Имеют видовой характер, то есть являются специфическими для представителей вида;

Осуществляются через филогенетически закреплены, анатомически выражены рефлекторные дуги;

нервные центры расположены в стволе головного мозга и спинном мозге,

Могут объединяться и давать сложные цепи безусловных рефлексов - инстинкты.

К основным безусловных рефлексов относятся двигательные (коленный, зрачковый), дыхательные (вдоха и выдоха), сосудистые, ориентировочные, защитные (чихание и кашель), половые, пищевые (выделение слюны на пищу) и др.

Биологическая роль безусловных рефлексов заключается в том, что они:

■ обеспечивают сохранения целостности организма, поддержание постоянства внутренней среды и процессов размножения;

■ обусловливают существование организма сразу же после рождения

■ является основой для формирования многих условных рефлексов.

Инстинкты - сложная система безусловных рефлексов, связанных с сохранением вида. Это врожденная форма поведения, для осуществления которой не требуется предварительное обучение. Обусловлены комплексом внешних и внутренних факторов. Могут несколько меняться под влиянием условных рефлексов. Чаще всего у человека проявляются в виде неосознанных действий.

Инстинкты делятся на гостиной (питьевой, пищевой, оборонительный и др.), Ролевые (половой, родительский, территориальный), саморазвития (исследовательский, игровой). Биологическое значение инстинктов состоит в том, что они участвуют в формировании поведения (у человека в значительной степени подчинены умственной деятельности) и является эволюционной основой формирования сложных форм поведения.

Условные рефлексы - это приобретенные индивидуальные реакции на действие раздражителей, которые позволяют человеку приспособить свое поведение в соответствии с изменениями среды. Основными особенностями условных рефлексов является то, что они:

Возникают в ответ на действие условных раздражителей и своих рецептивных полей не имеют (слюноотделение можно вызвать, воздействуя на рецепторы глаза)

Является приобретенными, то есть могут возникать на базе безусловных, а при высокой организации - и на базе условных;

Является индивидуальным приспособительными реакциями;

изменчивы, то есть постоянно меняются и исчезают в зависимости от конкретных условий;

Осуществляются через функциональные временные связи;

образуются и осуществляются при участии высших отделов ЦНС, то есть отделов, которые в процессе эволюции нервной системы образовались последними (у млекопитающих - это кора и подкорка)

Могут объединяться в сложные цепи условных рефлексов - динамические стереотипы, которые являются физиологической основой навыков и привычек.

Существует большое разнообразие условных рефлексов. По проявлением рефлекторного ответа различают:

вегетативные - рефлексы, связанные с деятельностью внутренних органов (сердечно-сосудистые, дыхательные, пищевые и др.);

сома торухови - рефлексы, связанные с деятельностью скелетных мышц (двигательные).

В зависимости от условных раздражителей условные рефлексы подразделяют на:

искусственные - производятся на раздражители, которые не касаются безусловного (на звонок, свет лампочки)

природные - производятся на свойства безусловных раздражителей (на запах пищи).

По сложности условные рефлексы могут быть рефлексами I, II, III и высших порядков.

Биологическая роль условных рефлексов заключается в том, что они:

■ обеспечивают более тонкое и лучше приспособления организмов к конкретным условиям существования, а для человека - обучение и разнообразие интеллектуальной деятельности;

■ обеспечивают ответ на безусловный раздражитель еще до начала его действия, то есть имеют сигнальное значение;

■ является основой для формирования условных рефлексов высшего порядка, преобладают и ВНД человека.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Конкурсные работы по номинациям
Определение туристской индустрии
Отражение процентов по кредитам, связанным с приобретением основных средств, изменилось