Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Работа с родителями на логопункте в доу. Перспективный план работы логопеда на логопункте. II этап: Объяснение деталей

Перспективный план работы учителя - логопеда

на логопункте МБДОУ д/с № 21 на _________ год

Малеевай О. В.

п/п

Название мероприятия

Время проведения

мероприятия

1 полугодие

2 полугодие

Обследование речи детей

сентябрь

Апрель

Проведение ПМПК по зачислению детей на логопункт

сентябрь

Заполнение индивидуальных речевых карт

сентябрь

Зачисление на логопункт, подписание договоров с родителями детей, зачисленных на логопункт, составление списков

сентябрь

Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий

сентябрь

Май

Составление графика посещения занятий по развитию речи в старшей и подготовительной группах

сентябрь

Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий

сентябрь

Январь

Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми старшей и подготовительной групп

октябрь - январь

Февраль - май

Проведение консультаций для воспитателей всех возрастных групп

Октябрь- январь

Февраль- май

Проведение родительских собраний во всех возрастных группах и индивидуальных консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп

Октябрь - январь

Февраль - май

Экспресс-обследование речи детей старших и подготовительных к школе групп

Январь

Май

Составление отчетов о состоянии звукопроизношения детей детского сада

Январь

Май

Проведение открытых итоговых занятий для родителей детей старших и подготовительных к школе групп «Праздник правильной речи»

Май

Подведение итогов работы за учебный год. Сдача аналитического отчета о проделанной работе

Июнь

План работы учителя-логопеда с воспитателями и родителями

Название мероприятия

Время проведения мероприятия

Работа с родителями

Проведение консультации для родителей старшей группы на тему: «Учимся слышать звуки»

По плану детского сада

Консультация «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения»

По плану детского сада

Консультация на тему «Речевая готовность ребенка к школе»

По плану детского сада

Проведение консультации в младших группах на тему «Развитие речи детей раннего возраста»

По плану детского сада

Проведение консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп

В течение всего года, два раза в неделю во второй половине дня

Работа с воспитателями

Проведение консультации для воспитателей старших и подготовительных групп «Профилактика речевых растройств»

По плану детского сада

Проведение консультации для воспитателей на тему: «Игры для развития речи дошкольников»

По плану детского сада

Индивидуальные консультации

В течение года

Мероприятия, проводимые в течение года

1. Участие в педсоветах и методических объединениях

2. Оформление и обновление «Уголка логопеда».

3. Комплектование методической и дидактической библиотек.

4. Посещение семинаров, курсов повышения квалификации.

5. Регулярное ознакомление с новинками литературы по логопедии, психологии, материалами журналов «Логопед», «Логопед в детском саду».

8. Посещение логопунктов других детских садов с целью обмена опытом.

9 . Распространение собственного педагогического опыта среди коллег и в сети интернет.

10. Повышение педагогического мастерства по плану самообразования

Задачи

1. Корригировать дефекты речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.

2. Осуществлять профилактику:

ОНР в младшем возрасте через качественный мониторинг с помощью «экспресс-диагностики речи», через платные занятия в группе «Солнышко»;

Фонетико-фонематических нарушений речи у старших дошкольников через мониторинг использования рекомендаций семинара «Подготовка к обучению

3. Обеспечить закрепление скорригированных речевых навыков у детей-логопатов, развивая у педагогов умения осуществлять дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей с разным уровнем психоречевого развития.

4. Повысить роль родителей в речевом развитии ребенка через обучение их на консультациях-практи

5. Исследовать пути развития и коррекции речи детей на логопункте через межвозрастную и межпредметную интеграцию в условиях «Базовой площадки ИРО»

Задачи профилактической работы по предупреждению речевых нарушений по возрастным параллелям.

Ранний возраст : Предупреждать заикание и О.Н.Р. социального характера .

Младшие группы: Предупреждать О.Н.Р. и патологию звукопроизношения .

Средние группы: Предупреждать дефекты звукопроизношени я.

Старшие группы: Предупреждать фонетико-фонематические нарушений речи.

Подготовительные группы: Предупреждать дисграфию и дислексию

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Взаимодействие со специалистами и школой

Наблюдения за детьми дошк. групп по автоматизации звука и занятия с детьми с дизартрией в подг.гр. 16

Индивидуальная диаг-ностика речи детей ран-него возраста при посту-плении: гр.№ 2 - 2-ой год жизн гр.№1, 3 -3 ий год жизни

Углублённое обследование речи детей буд. логопедической группы из 12, 18, 20 гр., реч. карты

Обследование речи детей мл.гр. 10, 15, 17, 21

Инд. консультирование родителей мл. гр.(вновь сформ.) по запросу после логопедического обследования

Первичная д-ка речи детей раннего возраста в присутствии родителей, с целью определения речев. уровня и роли взрослых в р.речи ребенка,

Письменная консультация для родителей гр.1, 2, 3 «Ребенок будет говорить правильно, если…» Род.уг.

Наблюдения за индивидуальной работой по р.речи воспитателей с детьми, оказание необходимой помощи.

Гр. сов. в мл. гр. , «Профилактика речевых нарушений у детей 4-го года жизни.»

Документация, эксп. обследование, наблюдения за детьми, этапы ЗКР г

Гр.сов. в подг. «Дид. среда для подг. к обуч. грамоте» 16

Коррекц. прогр «2100» в разделе звукопроизн. (по дороге к азб)ст.гр.20,12

12 Сманова,19 Федотова-зан. по р.р. заучив, пересказ

Направить детей логопатов к невропатологу.Гр. № 12, 18, 20

Написание перспективного логопедического плана на 2013-14 год

Подготовка логопедического кабинета к новому учебному году.

Отчёт в ИРО базовая площадка. Б.П.

Поиск алгоритма внедрения первых речевых модулей в деятельность педагогов экспер.группы Б.П. практ. просм.

Компл. плат. гр.

Фронтальная диагностика речи детей всех дошкольных групп. Ср 11,14,19; Ст 12, 18, 20; подг 16.

Уточнение лог. диагнозов детей логопедической группы с учетом осмотра невропатолога.

Начало подгрупповых занятий с детьми логопе-дической группы.

Мониторинг в ст.гр 12, 18, 20 «первый звук в слове»

Ознакомление родителей с динамикой реч. развития детей по результатами логопед. диагностики - индивидуально, через воспитателей- сред., ст., подг. Группы. 11,14,19, 12, 18, 20,16

Собрание с родителями детей ст. групп № 12, 18,20, под 16, нуждающихся в занятиях с логопедом, с целью уточнения организации и содержания работы по развитию речи на логопункте, координации деятельности логопеда, родителей и воспитателей.

Начало еженедельных конс-практ для родителей ст.гр

Гр.сов. в ст. гр. 12, 18, 20

с целью определения речевой готовности дошк. к новой возрастной группе и орг. совместной кор.-разв. работы по развитию реч

Оперативные консульт. ст гр- «Р.Р у логоп в октябре»

Пятница 13-00 1,3 нед

Занятие Диф С-З №20 Половинкина

Б.П. Внедрение модулей

Мониторинг по Б,П

Теория «Зв.ан» гр 16

Конс. для специалистов «Работа с дизартриками»

Совещание с психологом д/с6 по результатам диагностики детей. Согласование работы.

-«Солнышко» вторник

Отчет по результатам диагностики речи детей старшего возраста.

ГМО логопедов № 1

Б.П. разработка новых модулей

Семинар в УО «Игры по грамоте»

ПМПк № 1организация индивидуальных зан. с детьми гр. риска

Корректировка плана с учётом планов УО, ГМО

Организация и проведение ежедневных индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми логопедической группы по “Перспективному плану”.

Кор. Зан. с логопатами п.г 16- 2 раза в месяц

Наблюдения за речью детей гр. 1,2, 3, (не обследованных)

Еженедельные индивидуальные и подгрупповые консультации-практикумы для родителей с детьми логопедической группы.

Письменная конс. для родителей детей 3-го года жизни «Предупреждение заикания у детей» 1,3, гр.

Письменная консультация для родителей детей 2-х лет «Причины речевой задержки»

Оперативные совещания для. ст 12,18,20 - 2 в месяц

Пятница 13-00

1р в нед. По динамике Звукопр.

Откр. Занятие - ст.гр 20

Катаева Е.А.., анализ,

Анализ конспектов по подг. к грамоте гр 16

Круглый стол со специалистами д/с 6 по ФИЗО, МУЗО,ИЗО “Особенности развития детей-дизартриков”

Отчет по итогам диагностики детей раннего возраста в УО.

Б.П. Разработка и внедрение модулей

Наблюдения за речью детей в ст. и подг.груп. с целью установления темпов роста речевого развития детей и выполнение рекомендаций логопеда (занятия, в быту)

Динамика раз. Фон. слуха у детей ст гр 12, 18,20 - фронтальная ди-ка

Кор. зан. с логопатами п.г 16 - 2 раза в м.

Наблюдения за речью детей на новогодних утренниках с целью отслеживания речевой динамики.

Консультация-практикум для родителей детей 6-7 лет группы риска “Анализ слова и предложения”- гр. 16.

Организация систематического мониторинга усвоения лек-сико-грамматических тем детьми-логопатами (через индив. тетради детей)

«День открытых дверей для родителей с детьми мл. гр. Профилактика реч. нар., по желанию родителей.

Гр. совещание в ст. гр. 12,18,20 “Уровень и перспективы развития фон. слуха»

Анализ промежуточных результатов по автоматизации звуков в подг.гр. 16.

Теория «Предложение» подг. Гр 16

Тв.группа - внедрение модулей Б.П.

Ср.11 Мезенина пересказ + фонематика

Ср.гр 14 Зиновкина ЗКР

Количественный отчет для М.С.Ч

Круглый стол «эксп.гр»- межвозраст. интеграция

Б.П. внедрение под. № 16 Антонимы+пересказ.

Б.П. Подготовка отчёта в ИРО

Помощь ат: Зиновкина, Половинкина, Мягкова, Новосёлова

Мониторинг звукового анализа у детей подготовительной группы № 16, с целью определения зоны ближайшего развития по фонематическому слуху.

Контроль за работой с детьми гр.риска по дисграфии

Кор. зан. с логопатами п.г 16 - 2 раза

Собеседование с родителями детей логопедической группы по выводу - рекомендации

Индивидуальные консультации по фонематическому слуху для родителей детей группы риска и желающих гр.16 -подг. группы

Совещания в гр. 16, 12, 18, 20. по выводу детей из логопедической группы.

Теория + собеседован. «Слоги» подг. группы 16

Мониторинг организации индивидуальной работы с детьми и родителями - гр. риска в подготовительной группы 16.

«Ан. и синтез предложения»

Помощь ди-ка гр 14,11, Гр

Б.П. отчёт в ИРО за полугодие

Аттестация подтверждение высшей категории

Помощь ат: Мезенина, Вагина, Замиралова

Фестиваль педагогических идей логопедов

Диагностика детей старших групп № 12,18,20 по теме “Место звука в слове” с целью определения индивидуальной перспективы до конца учебного года для каждого ребенка

Углубленное обследование речи детей для ПМПК.

Фронтальное обследование речи детей младших и средних групп с целью выбора наиболее оптимальных условий для дальнейшего развития ребенка.

Ознакомление родителей ст.групп № 12,18,20 с уровнем развития фонематического слуха их детей. (индивидуально, через воспитателей)

Консультация-практикум по теме “Фонематический слух” для родителей детей группы риска Ст. групп

Собеседование с родителями детей, направленных на гор. ПМПК.

Групповое совещание с воспитателями старших групп “Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-6 лет

Анализ речи детей, направленных на ПМПК - для характеристик.

Анализ промежуточной диагностики детей группы риска.

Ст. 12 Мазырина Н.А. пересказ

Наблюдения за детьми-логопатами на музыкальных занятиях совместно с муз. работником., с целью наиболее эффективного развития моторно-просодических навыков у детей-логопатов.

Списки детей на ПМПК в УО

Диагностика речи детей подготовительной группы с целью определения речевой готовности детей к обучению в школе.

По «Экспресс-диагностике»

Индивидуальные консультации для родителей и детей старших групп, выборочно, с целью коррекции и развития наиболее страдающих разделов детской речи.
(гр. № 12, 18,20)

Собеседование с воспитателями подг.гр. 16 по результатам диагностики “Зона ближайшего развития”.

Открытые занятия для школы, под.гр 16

Бутырская «Пересказ+фонематика» для школы

Совещание с психологом д/с № 6 по отбору детей на ПМПК.

Неделя учителя в д\с.

Документы на ПМПК

Реорганизация логопедической группы, с учетом индивидуальных результатов по коррекции речевых нарушений

Обследование речи детей групп № 2

Анализ речевой готовности детей к школе, рекомендации родителям. (собрание в подготовительной группе № 16).

Подготовка письменной консультации по теме

Круглый стол со всеми участниками педагогического процесса в группах 16,12,18,20 по теме “Речевая готовность детей к обучению в школе.”

Подготовка к совещанию со школой.

ПМПК № 3 по итогам коррекционно-развивающей работы с детьми группы риска, с целью выбора наиболее оптимальных условий для дальнейшего развития ребенка.

Совещание по преемственности с учителями шк. № 76.

Фронтальное обследование речи детей младших групп с целью выявления речевой динамики и предупреждения дефектов речи.

Обследование речи детей с речевыми нарушениями (всех групп)

Комплектование подгрупп детей по автоматизации звуков; ст. гр. 12, 18,20

Индивидуальные консультации родителям и детям групп раннего возраста, имеющим речевые нарушения. (выборочно)

Собеседование с родителями средних групп № 11,14,19 по поводу зачисления их детей на логопедические занятия с нового учебного года.

Консультативная помощь воспитателям средних и младших групп по формированию подг.групп детей и планированию речевой индивидуальной работы на лето.

Подведение итогов логопедической работы за год и информирование о результатах письменно - через родительский стенд и устно - на итоговом педсовете.

Анализ речи детей на итоговых групповых совещаниях во всех группах.

Б.П. Мониторинг по 6 модулям

Совещание с логопедом школы № 76 “Речевая характеристика будущих первоклассников” с целью предупреждения дисграфий и дислексий.

Отчет по логопедической диагностики в УО

Отчет по результатам деятельности логопункта за 2013-14 у.г.

Заполнение школьных карт. состояние речи выпускников д/с № 6 2014 года.

Предварительное комплектование будущей логопедической группы на базе средних групп № 11, 14,19 и ст. 12,18,20

Углублённое обследование речи детей, зачисленных на логопункт на 2013-2014 у.г.

Индивидуальные консультации-практикумы с родителям и детям младших групп № гр. 11, 14, 15 по предупреждению дефектов звукопроизношения.(по запросу родителей).

Родительское собрание с вновь поступившими в д/с (1-3 года)- “Предпосылки формирования правильной речи ребенка.”

Начало первичной д-ки речи поступающих детей раннего возраста вместе с родителями ранних групп

Наблюдения за индивидуальной работой по развитию речи воспитателей с детьми, вып. рекомендации- мл.,ср., и ст. группы

Согласование планов на новый учебный год со специалистами по ФИЗО,ИЗО,МУЗО

Оформление речевых карт для детей, зачисленных на логопункт в 2012-13 у.г.

На логопункте

В годовом плане определены три основных направления работы специалиста логопункта: с детьми, воспитателями и родителями детей, проходящих обучение. Отдельным перечнем приведен список мероприятий, проводимых логопедом в течение всего года и не имеющих привязку к конкретным срокам. Приведенный ниже годовой план работы логопункта выполнен в виде таблицы. Однако логопед может оформить его в виде списков по отдельным направлениям работы.

Годовой план работы учителя - логопеда на логопункте

МДОУ «Детский сад № 000» Ленинского района г. Саратова

№ п/п

Название мероприятия

Время проведения

мероприятия

1 полугодие

2 полугодие

Обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп

Сентябрь

Проведение МППК по зачислению детей на логопункт

Сентябрь

Заполнение индивидуальных речевых карт

Сентябрь

Зачисление на логопункт, подписание договоров с родителями детей, зачисленных на логопункт

Сентябрь

Сдача списков зачисленных на логопункт заведующему детского сада

Сентябрь

Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий

Сентябрь

Составление графика посещения занятий по развитию речи в старшей и подготовительной группах

Сентябрь

Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий

Сентябрь

Привлечение воспитателей к работе по автоматизации поставленных звуков (выдача рабочих листов)

Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми старшей и подготовительной групп

Октябрь - январь

Февраль - май

Проведение занятий и тренингов с целью профилактики речевых нарушений у детей всех возрастных групп

Октябрь - январь

Февраль - май

Проведение консультаций для воспитателей всех возрастных групп

Октябрь- январь

Февраль- май

№ п/п

Название мероприятия

Время проведения

мероприятия

1 полугодие

2 полугодие

Проведение родительских собраний во всех возрастных группах и индивидуальных консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп

Октябрь - январь

Февраль - май

Экспресс-обследование речи детей старших и подготовительных к школе групп

Экспресс-обследование детей младшего возраста

Апрель - май

Составление статистических отчетов о состоянии звукопроизношения детей детского сада

Оформление стенда «Доска почета» фотографиями выпускников логопункта

Проведение открытых итоговых занятий для родителей детей старших и подготовительных к школе групп «Праздник правильной речи» и награждение почетной грамотой «Помощник логопеда» наиболее активных воспитателей

Подведение итогов работы за учебный год. Сдача аналитического отчета о проделанной работе заведующей детского сада

Сдача отчета о работе за учебный год

Подготовка материалов для проведения логопедического обследования

Составление рабочих листов для проведения фронтальных и индивидуально-подгрупповых занятий для детей с диагнозом: дислалия

Составление рабочих листов с домашними заданиями для детей с диагнозом: ФФН

План работы с воспитателями и родителями


Название мероприятия

Время проведения мероприятия

Работа с родителями

Проведение консультации для родителей старшей группы на тему: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе»

По плану детского сада

Проведение родительского собрания «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения»

По плану детского сада

Проведение родительского собрания в подготовительных группах на тему «Речевая готовность ребенка к школе»

По плану детского сада

Проведение родительского собрания в младших группах на тему «Развитие речи детей раннего возраста»

По плану детского сада

Проведение консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп

В течение всего года, два раза в неделю во второй половине дня

Работа с воспитателями

Проведение консультации для воспитателей старших и подготовительных групп «До школы один год»

По плану детского сада

Организация занятий в группах раннего возраста «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить» (с использованием массажеров, элементов логоритмики, упражнения для дыхания, пальчиковых игр)

Занятие проводится 1 раз в неделю в течение года воспитателем под контролем логопеда

Проведение семинара по проблемам предупреж­дения и коррекции недостатков речи детей для воспитателей, поступивших на работу в течение года

По плану детского сада

Проведение консультации для воспитателей на тему: «Игры для развития речи и мышления дошкольников»

По плану детского сада

Проведение смотра речевых уголков в средних и старших группах

Январь, май

Мероприятия, проводимые в течение года

1. Участие в педсоветах.

2. Оформление и обновление «Уголка логопеда».

3. Комплектование методической и дидактической библиотек. Пополнение игротеки логопедических и развивающих мелкую моторику игр.

4. Посещение логопедических кабинетов района с целью обмена опытом.

5. Сбор методических материалов по профилактике речевых нарушений. Подбор материалов для проведения занятий по логоритмике для детей средних групп.

6. Пополнение папки к семинару воспитателей подборкой речевого материала по грамматике, лексике и связной речи.

7. Пополнение папки группового и индивидуального сопровождения развития ребенка новыми играми.

8. Посещение курсов повышения квалификации.

9. Регулярное ознакомление с новинками литературы по логопедии, психологии, материалами журналов «Логопед», «Логопед в детском саду».

10. Посещение логопунктов других детских садов с целью обмена опытом.

Разделы: Работа с родителями

На базе нашего детского сада «Солнышко» г. Заозерска Мурманской области логопункт функционирует всего лишь третий год. Срок,по моему мнению, не большой, но достаточный для того, чтобы на логопункте появилась своя, достаточно, устойчивая и планомерная система работы.

В своей деятельности выделяю основное направление – работа с родителями. Ведь задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

На сегодняшний момент существует множество нетрадиционных форм работы с родителями КВН, комплексные занятия с родителями, устные педагогические журналы, рукописные журналы, круглый стол, день открытых дверей, открытое занятие, создание развивающей среды в семье…)

В нашем учреждении работа учителя-логопеда с родителями включает в себя:

  1. Родительские собрания
  2. Консультации:
    • по итогам диагностики;
    • по итогам коррекционного обучения;
    • по организации работы логопункта;
    • методы и приемы постановки звуков у детей.
  3. Информационные выставки.
  4. Рукописная газета.
  5. Открытые занятия.
  6. День открытых дверей.

Так, например, газета «Пусть ваш ребенок говорит правильно», созданная самими родителями совместно с педагогом и детьми, помогает проводить пропаганду логопедических знаний среди родителей, дети которых не посещают логопункт в силу возрастных, либо каких-то других причин (см. Рисунок 1).

Родительские собрания – это действенная форма общения логопеда с родителями. Именно на собраниях у логопеда есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей дошкольного возраста; помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий.Как показывает опыт, именно составление конспекта родительского собрания связано с различными трудностями. Иногда логопед не умеет грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители им могут задать вопрос, на который они не знают ответа. Советую вам самим хорошо разобраться в проблеме, которую преподносите слушателям, подготовиться заранее к мероприятию. При подготовке целесообразно составить развернутый план, тезисы, подобрать яркие, показательные речевые примеры, составить собственные вопросы и т. д.

Рекомендую начинать учебный год со встречи, на которой необходимо осветить закономерности речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста. А уже в середине учебного года провести родительское, задействовав в этом ваших детей на тему: «Как выполнять домашнее задание логопеда?».

Тема: «Как выполнять домашнее задание логопеда?».

  1. Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Развитие мелкой моторики руки».
  2. Ознакомление родителей с прописями-раскрасками «Линии и фигуры».
  3. Практический показ артикуляционных упражнений детьми.
  4. Ознакомление родителей с комплексами артикуляционных упражнений для каждого звука (каждому родителю выдается лист с комплексами арт. упр.).
  5. Просмотр видеоматериала на тему: «Проведение индивидуального занятия с ребенком».
  6. Беседа о просмотренном материале.
  7. Решения.

Ход собрания:

1. Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Развитие мелкой моторики руки».

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором:

    • стимулирующим речевое развитие ребенка,
    • способствующим улучшению артикуляционной моторики,
    • подготовке кисти руки к письму
    • и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Но одной пальчиковой гимнастики мало, поэтому я рекомендую виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
  2. Игры и действия с игрушками и предметами:
    • раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т.д.,
    • нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку,
    • пришивание, застёгивание и расстёгивание пуговиц,
    • игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
  3. Изобразительная деятельность:
    • лепка из пластилина и глины,
    • раскрашивание картинок,
    • обведение контуров,
    • штриховка,
    • рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой),
    • работа с ножницами,
    • поделки из природного материала и т.д.

Работа по развитию кистей рук проводите систематически по 3 – 5 минут ежедневно.

В начале дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, в начале выполняются пассивно, с вашей помощью, а по мере усвоения, дети переходят к самостоятельному выполнению.

2. Ознакомление родителей с прописями-раскрасками «Линии и фигуры».

3. Практический показ артикуляционных упражнений детьми, посещающими логопункт

Часто родители затрудняются в объяснении ребенку какого-либо артикуляционного упражнения. Сегодня наши ребята помогут вам в этом и продемонстрируют наиболее трудные упражнения. Дети показывают следующие упражнения:

  • «Чашечка»
  • «Грибок»
  • «Гармошка»
  • «Грибок+ветерок»
  • «Накажем непослушный язычок».

4. Ознакомление родителей с комплексами артикуляционных упражнений.

Родителям были розданы распечатки с комплексами артикуляционных упражнений на нужный для них звук (Приложение 1) . Обращаю ваше внимание на правила выполнения артикуляционных упражнений:

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

5. Просмотр видеоматериала на тему: «Проведение индивидуального занятия с ребенком» (Рисунок 2).

Вашему вниманию представлен отрывок индивидуального занятия с участием Ромы Степанова на тему: «Дифференциация р-л, с-ш».

6. Беседа о просмотренном материале.

  1. Что вы для себя извлекли полезного из этого отрывка?
  2. А вы так проводите свое занятие дома? Поделитесь опытом.

7. Решения.

  1. Организовывать занятие с ребенком дома в соответствии с рекомендациями логопеда.
  2. Развивать мелкую моторику рук в различных видах деятельности.

Каждая форма работы по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный и приятный «плод» - это, конечно же, достижения и успехи наших детей; это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними.

Желаем вам успехов при работе с родителями!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Картопляники - рецепт приготовления
Треска жареная в панировке
Гадания на воске: что уготовано Вам судьбой