Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Ватикан в современной мировой политике» стал с основным докладом в заседании международной обществе. Доклад О. Четвериковой на «Русском Собрании» в СПб: Руками патриарха Варфоломея действует папа римский

«Русское Собрание» в Санкт-Петербурге обсудило вопрос о роли Ватикана в мировой политике …

Вчера в Санкт-Петербурге прошло очередное заседание Санкт-Петербургского отделения международной общественной организации «Русское Собрание», которое было учреждено 31 марта 2015 года. Мероприятие открылось пением пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Вел заседание председатель международной общественной организации «Русское Собрание», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов .

Затем с основным докладом «Ватикан в современной мировой политике» выступила доцент МГИМО, кандидат исторических наук Ольга Четверикова .

Она отметила, что в настоящее время Западом реализуются три глобальных проекта: оккультный, сионистский и католический. Все они направлены на приход в мир сверхчеловека. Оккультный проект основан на идеях трансгуманизма, расчеловечивания человека. Сионистский проект осуществляется с начала XX века. Сначала он реализовывался в рамках идеи великого Израиля и представлял собой политический сионизм, целью которого являлось собирание евреев в Израиле. В результате т.н. «арабской весны» произошло усиление Израиля, а политический сионизм преобразовался в духовный. Иудаизм в своем стремлении к интеллектуальному и экономическому доминированию из религии фактически превратился в политический фактор. К 2018 году планируется создание гиперсионизма как доминирующей идеи и глобальной этики для всего человечества. Для неевреев предназначается ноахизм, содержащий семь заповедей Ноя. В этой связи, добавила Ольга Четверикова, неслучайна популярность фильма «Ной».

Особо докладчица остановилась на католическом проекте. «Арабская весна», считает она, прояснила место Ватикана в мировой политике. Ватикан играет ведущую роль в установлении нового мирового порядка. Католический проект подготавливает приход сверхправителя. Она напомнила историю и значение догмата о непогрешимости папы Римского, согласно которому понтифик есть богоподобная личность, наместник Бога на земле. Фигура папы определяет политику Ватикана. В недрах католичества разрабатывается новое учение о нравственности. В середине XIX века Ватикан предложил учение об истине, постулирующее возможность догматического развития. Эта возможность и легла в основу папского примата, ставшего отходом латинства от Христианства. Ольга Четверикова обратила внимание на то, что хотя нет соборного документа, признающего латинство ересью, однако святые отцы единогласно считали католичество еретическим учением.

Докладчица выделила три направления деятельности Ватикана: иудейско-католический диалог, религиозное обоснование нового мирового порядка и православно-католический диалог. Говоря о иудейско-католическом диалоге, она отметила, что если для католиков он является уступкой, то для иудеев - продуманной стратегией из трех этапов. Первый этап - признание католиками того, что они были несправедливы к иудеям; второй этап - покаяние католиков перед иудеями, их обращение к другому поведению; третий этап - искупление со стороны католиков, исправление христианского учения об иудаизме. Сейчас, подчеркнула докладчица, Ватикан перешел ко второму этапу. Франциск вписывает католическое богословие в иудаизм. Он придает особое значение общению с иудеями, посещает синагоги, участвует в иудаистских праздниках, призывает к углублению иудейско-католического диалога, считает, что христианин не может быть антисемитом. В ходе событий на Украине Франциск заметно активизировался, за спиной украинских греко-католиков стоит Ватикан, считает эксперт. События на Ближнем Востоке подтолкнули к объединению католиков и иудеев против т.н. «радикального исламизма», который рассматривается как их самых главный общий враг. Франциск даже заговорил о том, что мир якобы стоит на пороге Третьей мировой войны. Ватикан и иудеи собираются усилить свое влияние на православных в России. 20 апреля 2015 года в Ватикане состоялась встреча католиков и иудеев. Практически одновременно День Победы включается в календарь иудейских праздников.

В ходе религиозного обоснования нового мирового порядка Ватикан встраивается в этот порядок, делает уступки к пересмотру своей системы ценностей, встает на передовой.

Говоря о православно-католическом диалоге, О.Четверикова констатировала, что события на Украине приостановили этот диалог. Одновременно католики активизировали общение с Патриархом Константинопольским Варфоломеем, которому они поручили встроить Православие в новый мировой порядок. Для достижения этой цели Варфоломей созвал Восьмой Вселенский Собор, на котором планируется создание некоего органа, определяющего судьбу всех Поместных Православных Церквей. «Руками патриарха Варфоломея действует Ватикан», - заключила Ольга Четверикова.

Участники заседания задали многочисленные вопросы докладчице. После небольшого перерыва на чай состоялась оживленная дискуссия, в которой приняли участие: председатель Собора православной интеллигенции иерей Алексий Мороз , доктор философских наук профессор Александр Казин , доктор психологических наук профессор Валентин Семенов , общественный деятель Александр Цыбульский , известный монархист священник Роман Зеленский , исполнительный секретарь Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад» Алексей Богачев , писатель Александр Богатырев , кандидат социологических наук Александр Бадьянов , член Собора православной интеллигенции, капитан 1-го ранга Александр Беляков и другие.

В заседании также приняли участие директор издательства «Невская лавра», директор Объединенного музея церковной истории Санкт-Петербургской митрополии архимандрит Нектарий (Головкин) , фотокорреспондент Санкт-Петербургской митрополии Юрий Костыгов , православный правовед Павел Дмитриев , председатель совета директоров группы компаний «Телрос» Сергей Таразевич , главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Дверницкий , секретарь Санкт-Петербургского отделения международной общественной организации «Русское Собрание», заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Тимофеев , выпускающий редактор РНЛ кандидат исторических наук Дмитрий Стогов , доктор философских наук, политолог профессор Сергей Лебедев , методист академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, профессор Тамара Берсенева и др.

В заключение заседания «Русского Собрания» было принято несколько практических решений. Ольга Четверикова зачитала проект Обращения к властным структурам с просьбой отклонить предложенный проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации» и начать работу над новым проектом. Создана редакционная комиссия, которая должна отредактировать Обращение, которое планируется разместить на сайте «Русской народной линии» в первых числах мая. В комиссию вошли иерей Алексий Мороз, Валентин Семенов, Анатолий Степанов и Тамара Берсенева.

Также было принято решение создать оргкомитет по проведению мероприятий, посвященных 20-летию со дня блаженной кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) . В частности, было высказано мнение о необходимости установки в Санкт-Петербурге памятника владыке, созданного великим русским скульптором Вячеславом Клыковым.

Рисковать жизнью за идеи, которые сегодня считаются приоритетными, а завтра легко отправятся на свалку, мало кому хочется. Даже необходимость защиты своей земли от врага не аргумент для человека, у которого в голове идеологическая каша. Но решать проблему все равно придется.

Вместе с тем кое-где на свой страх и риск неравнодушными офицерами проводится, условно выражаясь, мягкая идеологическая обработка подчиненных. Но это до первого звонка в прокуратуру или ФСБ. Так было в одной части, дислоцированной в Нижегородской области, когда солдаты не без помощи своего командира роты разучили и пели во время вечерней прогулки «неуставную» песню с патриотическим подтекстом. В дело быстро вмешались сотрудники компетентных органов, и теперь на плацу звучит проверенный временем армейский хит «У солдата выходной».

Русский мир

Наилучший выход из положения – использовать опыт прошлого.

Концепция Русского мира была приоритетной во внутренней и внешней политике страны на протяжении почти тысячелетия. С позиций дня сегодняшнего Русский мир является обозначением наднационального пространства, охватывающего около трети миллиарда русскоязычных людей, фактически каждого двадцатого жителя планеты. Их объединяют духовные и ментальные признаки русскости и неравнодушие к судьбе и месту России в мире. Защита их интересов, перспективы укрепления связей вплоть до воссоединения – задачи, под которые стоит выстраивать всю идеологическо-пропагандистскую работу в армии. Именно это позволит обосновать наше военное присутствие и на Украине, и в Сирии, и везде, где этого потребуют интересы Русского мира.

«Отстоим Севастополь». С картины В. Нестеренко

В новейшей истории термин «Русский мир» был введен в обращение с подачи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Термин принял и неоднократно использовал наш президент и Верховный главнокомандующий Владимир Путин. На «прямой линии» в апреле прошлого года он довольно откровенно высказался по русскому вопросу: «Что же все-таки в основе наших особенностей? В их основе лежат ценностные ориентиры. Мне кажется, что русский человек или, сказать пошире, человек Русского мира прежде всего думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало. И поэтому он обращен больше не в себя, любимого, он развернут вовне. Вот западные ценности заключаются как раз в том, что человек в себе сам, внутри и мерило успеха – это личный успех, и общество это признает. Чем успешнее сам человек, тем он лучше. У нас этого недостаточно. Мне кажется, только у нашего народа могла родиться известная поговорка «На миру и смерть красна». Как это так?.. Это значит, смерть за други своя, за свой народ, говоря современным языком, за Отечество.

Нам, безусловно, есть что взять у других народов ценного и полезного, но мы всегда, сотнями лет опирались на свои ценности, они нас никогда не подводили и они нам еще пригодятся».

Итак, глава государства прямо обозначил приоритеты патриотического воспитания, направления работы, которая должна найти свое отражение в соответствующих программах обучения и воспитания военнослужащих. Однако ничего подобного ни в армии, ни в других силовых структурах до сих пор нет.

Сегодняшние ВС уже сталкивались с ситуациями, когда солдаты едва ли не напрямую отказывались выполнять боевые задачи на территории иных государств. Очевидно, что одна из причин – отсутствие идеологического обоснования. Никто не смог солдату, воспитанному до поступления на службу в толерантном, деидеологизированном обществе, дать четкие ориентиры, определяющие понятия, что помимо России с ее геополитическими интересами существует и Русский мир.

Вот что предлагает, например, кандидат социологических наук капитан 1-го ранга запаса Александр Бадьянов: «Необходимо воссоздать политические училища по родам войск, но уже исходя не из классовых, а из национальных интересов с соответствующими названиями. Должна быть выработана перспективная программа, например «Формирование религиозно-политических качеств военнослужащих ХХI века», в которой излагались бы основные требования к призывникам: опора на традиционные ценности, такие как патриотизм, долг, соборность, справедливость, дружба и товарищество, профессионализм и т. д.». Следует также рассказать о русской идеологии и ее носителях: царе Иоанне Грозном, Л. А. Тихомирове, Ф. М. Достоевском, И. А. Ильине, митрополите Иоанне (Снычеве), Г. В. Плеханове, славянофилах, великих русских и советских полководцах и флотоводцах, об их опыте воспитательной работы с подчиненными.

Необходимо, по мнению Бадьянова, рассказать об истории как военного духовенства, так и политработников, так как политическое воспитание должно формироваться на православной основе, что и предполагает взаимодействие двух ранее противоположных институтов. И тогда центром идейно-нравственной жизни воинских коллективов в Российской армии станет религиозно-политическое собрание, которое создаст необходимый для армии актив, на который и должны опираться командиры и замполиты при проведении идеологической работы.

Начинать можно с изучения в рамках уже существующих, утвержденных приказом министра обороны Российской Федерации 2005 года № 170 занятий по общественно-государственной подготовке житий святых воинов, подвижников и мучеников. С этой работой вполне бы справились помощники командиров по работе с верующими военнослужащими.

Такими знаниями владели ратники Дмитрия Донского, солдаты Суворова и Кутузова, моряки Ушакова и Нахимова. Именно на примере житийной литературы, обладающей необходимой жизнеутверждающей одухотворенностью, можно будет формировать у воинов правильное понимание служения и подвига. Это поможет и необходимому обоснованию службы как служения, позволит обрести недостающую духовную мотивацию.

Напомню, что Церковью канонизированы лучшие люди православного мира и России, многие из которых были воинами: Илья Муромец и Игнатий Брянчанинов, Александр Невский и Федор Ушаков, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Дмитрий Солунский и Федор Стратилат, Дмитрий Донской и Ярослав Мудрый, Александр Пересвет и Родион Ослябя, Иоанн Русский и Мстислав Храбрый, тверской князь Михаил и его тезка из Чернигова, казненные в Орде и на Кавказе за отказ отступиться от веры как основы русской идентичности, базового параметра русского мировоззрения.

В чем превосходство изучения военнослужащими житий перед конформной толерантностью или светским разномыслием? Они в отличие от перманентно свергаемых с олимпа героев – от «рыцарей революции» до членов Политбюро ЦК КПСС – прошли проверку временем и приняты русским народом, на них воспитывались несколько поколений наших предков, создавших Великую Россию. Это, наконец, возврат к забытым традициям.

Предвижу вопрос: как быть военнослужащим, представляющим другие конфессии? Отвечу так: если в подразделении есть преобладание государствообразующего народа, – изучать наряду со всеми. Вместе с тем переработанные для армии жития должны быть адаптированы для современного человека и показывать глубину и красоту духовного мира России, знание которого пойдет только на пользу всем защитникам интересов Отечества.

Духовная мудрость

Здесь явно Дух Святый, открывший о печати (антихриста) и карточках (электронных), не делает различия в сопротивлении между печатью и карточкой, т.к. то и другое - дело сатаны.
Старец Кирилл (Павлов)
Знамения, знамения времени не видите... Надо быть, извините, бараном, чтобы не понимать, что происходит... Многие из святых отцов молились, дабы пожить в наше время, ибо оно - время исповедническое.
Преподобный Паисий Святогорец
Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит... Если тебе скажет спорящий: «И ту и другую веру Бог дал», - то отвечай ему так: «Ты, кривоверный, считаешь и Бога за двоеверца. Так не слышал ли ты, окаянный, развращенный злой верой, что говорится в Писании: един Бог, едина вера, едино крещение!»
Прп. Феодосий Киево-Печерский
Если хотя за один год взять все худое из светских журналов и соединить, то будет такой смрад, против которого трудно найти довольно ладана, чтобы заглушить оный .

Свт. Филарет (Дроздов) о либеральных СМИ

На втором Ватиканском соборе в наши дни так упорно и искусно защищалась неприкосновенность догмата <о непогрешимости папы>, ставшего эпохальным событием для Европы, особенно - ее апокалипсиса, в который она уже вступила. Этим догматом европейский гуманизм пришел к своему идеалу и идолу - человек провозглашен верховным божеством, европейский гуманистический пантеон получил своего Зевса.
Прп. Иустин (Попович)

В кулуарах

...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье. Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в... Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы

Корреспонденция

Архимандрит Мелхиседек Артюхин

В начале мая в Санкт-Петербурге прошло очередное заседание Санкт-Петербургского отделения международной общественной организации «Русское Собрание», которое было учреждено 31 марта 2015 года. Мероприятие открылось пением пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Вел заседание председатель международной общественной организации «Русское Собрание», главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов.

Затем с основным докладом «Ватикан в современной мировой политике» выступила .

Она отметила, что в настоящее время Западом реализуются три глобальных проекта: оккультный, сионистский и католический. Все они направлены на приход в мир сверхчеловека. Оккультный проект основан на идеях трансгуманизма, расчеловечивания человека. Сионистский проект осуществляется с начала XX века. Сначала он реализовывался в рамках идеи великого Израиля и представлял собой политический сионизм, целью которого являлось собирание евреев в Израиле. В результате т.н. «арабской весны» произошло усиление Израиля, а политический сионизм преобразовался в духовный. Иудаизм в своем стремлении к интеллектуальному и экономическому доминированию из религии фактически превратился в политический фактор. К 2018 году планируется создание гиперсионизма как доминирующей идеи и глобальной этики для всего человечества. Для неевреев предназначается ноахизм, содержащий семь заповедей Ноя. В этой связи, добавила Ольга Четверикова, неслучайна популярность фильма «Ной».

Особо докладчица остановилась на католическом проекте. «Арабская весна», считает она, прояснила место Ватикана в мировой политике. Ватикан играет ведущую роль в установлении нового мирового порядка. Католический проект подготавливает приход сверхправителя. Она напомнила историю и значение догмата о непогрешимости папы Римского, согласно которому понтифик есть богоподобная личность, наместник Бога на земле. Фигура папы определяет политику Ватикана. В недрах католичества разрабатывается новое учение о нравственности. В середине XIX века Ватикан предложил учение об истине, постулирующее возможность догматического развития. Эта возможность и легла в основу папского примата, ставшего отходом латинства от Христианства. Ольга Четверикова обратила внимание на то, что хотя нет соборного документа, признающего латинство ересью, однако святые отцы единогласно считали католичество еретическим учением.

Докладчица выделила три направления деятельности Ватикана: иудейско-католический диалог, религиозное обоснование нового мирового порядка и православно-католический диалог. Говоря о иудейско-католическом диалоге, она отметила, что если для католиков он является уступкой, то для иудеев - продуманной стратегией из трех этапов. Первый этап - признание католиками того, что они были несправедливы к иудеям; второй этап - покаяние католиков перед иудеями, их обращение к другому поведению; третий этап - искупление со стороны католиков, исправление христианского учения об иудаизме. Сейчас, подчеркнула докладчица, Ватикан перешел ко второму этапу. Франциск вписывает католическое богословие в иудаизм. Он придает особое значение общению с иудеями, посещает синагоги, участвует в иудаистских праздниках, призывает к углублению иудейско-католического диалога, считает, что христианин не может быть антисемитом. В ходе событий на Украине Франциск заметно активизировался, за спиной украинских греко-католиков стоит Ватикан, считает эксперт. События на Ближнем Востоке подтолкнули к объединению католиков и иудеев против т.н. «радикального исламизма», который рассматривается как их самых главный общий враг. Франциск даже заговорил о том, что мир якобы стоит на пороге Третьей мировой войны. Ватикан и иудеи собираются усилить свое влияние на православных в России. 20 апреля 2015 года в Ватикане состоялась встреча католиков и иудеев. Практически одновременно День Победы включается в календарь иудейских праздников.

В ходе религиозного обоснования нового мирового порядка Ватикан встраивается в этот порядок, делает уступки к пересмотру своей системы ценностей, встает на передовой.

Говоря о православно-католическом диалоге, О.Четверикова констатировала, что события на Украине приостановили этот диалог. Одновременно католики активизировали общение с Патриархом Константинопольским Варфоломеем, которому они поручили встроить Православие в новый мировой порядок. Для достижения этой цели Варфоломей созвал Восьмой Вселенский Собор, на котором планируется создание некоего органа, определяющего судьбу всех Поместных Православных Церквей. «Руками патриарха Варфоломея действует Ватикан», — заключила Ольга Четверикова.

Участники заседания задали многочисленные вопросы докладчице. После небольшого перерыва на чай состоялась оживленная дискуссия, в которой приняли участие: председатель Собора православной интеллигенции иерей Алексий Мороз, доктор философских наук профессор Александр Казин, доктор психологических наук профессорВалентин Семенов, общественный деятель Александр Цыбульский, известный монархист священник Роман Зеленский, исполнительный секретарь Санкт-Петербургского отделения ВСД «Русский Лад» Алексей Богачев, писатель Александр Богатырев, кандидат социологических наук Александр Бадьянов, член Собора православной интеллигенции, капитан 1-го ранга Александр Беляков и другие.

В заседании также приняли участие директор издательства «Невская лавра», директор Объединенного музея церковной истории Санкт-Петербургской митрополииархимандрит Нектарий (Головкин), фотокорреспондент Санкт-Петербургской митрополии Юрий Костыгов, православный правовед Павел Дмитриев, председатель совета директоров группы компаний «Телрос» Сергей Таразевич, главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Дверницкий, секретарь Санкт-Петербургского отделения международной общественной организации «Русское Собрание», заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Тимофеев, выпускающий редактор РНЛ кандидат исторических наук Дмитрий Стогов, доктор философских наук, политолог профессор Сергей Лебедев, методист академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, профессор Тамара Берсенева и др.

В заключение заседания «Русского Собрания» было принято несколько практических решений. Ольга Четверикова зачитала проект Обращения к властным структурам с просьбой отклонить предложенный и начать работу над новым проектом. Создана редакционная комиссия, которая должна отредактировать Обращение, которое планируется разместить на сайте «Русской народной линии» в первых числах мая. В комиссию вошли иерей Алексий Мороз, Валентин Семенов, Анатолий Степанов и Тамара Берсенева.

Также было принято решение создать оргкомитет по проведению мероприятий, посвященных 20-летию со дня блаженной кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). В частности, было высказано мнение о необходимости установки в Санкт-Петербурге памятника владыке, созданного великим русским скульптором Вячеславом Клыковым.

Следующее заседание «Русского Собрания» пройдет в Санкт-Петербурге в конце мая.

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...
...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Шестнадцатое столетие стало эпохой выхода России на международную арену и формированию имперской идеологии. Появившееся при Иване III слово «Россия» завоевало место в официальных документах и стало употребляться в царском титуле. Московское великое княжение именно в шестнадцатом столетии превращается в мощную державу, не считаться с которой Европа при всем желании уже не могла. А фигура царя Ивана Грозного, полвека занимавшего трон, стала символом эпохи. Именно при нём, было закончено построение национального государства .

XIV век - это век самоотверженного служения московского боярства общенациональным идеалам и целям. Отношения с великим князем Московским складывались поэтому самые полюбовные. «Слушали бы во всём отца нашего владыку Алексея да старых бояр, кто хотел отцу нашему добра и нам» - писал в духовном завещании к своим наследникам Симеон Гордый, поставляя рядом по своему назначению митрополита и боярство. Святой благоверный князь Дмитрий Донской относился к боярам ещё задушевнее. Обращаясь к детям он говорил: «Боярство их любите честь им достойную воздавайте по их службе, без воли их ничего не делайте».

Но к середине XV века положение изменилось. В боярстве, пополнявшемся титулованной удельной знатью, принесшей в Москву былое понятие о наследственных правах, установился взгляд на своё руководящее положение как на законное дело - привилегию, независимую от воли государя. Это грозило разрушением гармонии народного бытия, основанного на со-служении сословий в общем деле, на их взаимном равенстве перед Богом и царём.

Иоанн III


Чтобы понять эпоху царя Иоанна Грозного необходимо начать исследование со времени царствования его деда Великого государя Иоанна III.

С юных лет Государь Иоанн III видел зло удельной княжеской системы: одним своим видом слепой отец (в борьбе за княжескую власть его ослепили родственники) напоминал Иоанну о злобе и коварстве рвущихся к власти бояр. Боярская междоусобица приводила к ослаблению Руси, к грабительским набегам татар, уводивших через Казань тысячи россиян для продажи на невольничьи рынки в Крым и Стамбул.

И Иоанн III приступил к решению трёх важных для государственного строительства задач:

1. К разработке идеологических основ укрепления русского государства.

2. К укреплению самодержавной власти для борьбы с удельной системой, новгородским сепаратизмом и «жидовствующих», отрицавших Божественность Христа и склонявших маловерных бояр и часть священства жить по закону Моисея.

3. К борьбе с остатками Золотоордынского ханства.

В 1469 году началось сватовство Великого князя Иоанна к греческой царевне Софье Палеолог (первая супруга Иоанна III, тверская княжна Мария Борисовна, скончалась в 1467 году).

После взятия Константинополя турками в 1453 году, брат убитого на стенах Царьграда императора Константина XII Палеолога - Фома Палеолог нашёл с семейством убежище в Риме. У Фомы было два сына - Андрей и Мануил и красавица дочь - Софья. Папа Римский Павел II поддержал сватовство Иоанна III, считая, что Софья в благодарность позволит папе утвердить свою власть над русской церковью.

Летом 1472 года Софья выехала в Москву. Её сопровождал кардинал Антоний и большая свита из греков. Когда Софья подъехала к Пскову, навстречу ей вышел посадник и духовенство с крестами и хоругвями. Софья пошла в Троицкий собор, где усердно молилась и прикладывалась к иконам. Это очень понравилось народу. 12 ноября 1472 года Софья въехала в Москву. В тот же день было совершено таинство брака. Почти три месяца пробыло в Москве римское посольство. Государь щедро одарил их подарками. Но цели своей посольство недостигло. Когда кардинал Антоний заговорил о соединении церквей, государь Иоанн III отослал его к митрополиту Филиппу, а последний выставил против кардинала книжника Никиту Поповича. Никита выдвинул такие доводы в истинности Православия и в ереси католичества, что кардинал Антоний сам прекратил спор о вере, отговариваясь тем, что с ним нет его книг. Женитьба на Софье Палеолог позволила Иоанну III заявить о том, что Россия является наследницей Византии , а он наследником Византийских императоров. Такое заявление ставило Рим в зависимое от России положение и сводило на нет все его планы .

Если католическая подрывная акция в России потерпела провал, то еретики, как отмечал С. М. Соловьёв, отличались учёностью, имели книги, каких не было у православного духовенства… С 1470 по 1490годы ересь жидовствующих глубоко проникла в среду русского священства и боярства. По сути была создана подпольная организация, руководимая из-за рубежа. Иоанн III ни о чём не подозревал, так как на поверхности проявлялся только новгородский сепаратизм, приведший в конце концов к падению Новгородского государства. Не только Архимандрит Симоновского монастыря Зосима, введенный в сан митрополита Московского в 1490 году, но и невестка великого князя Елена (жена Иоанна молодого, сына Великого князя Иоанна III от первого брака) и его приближенный дьяк (секретарь) Федор Курицын попали в еретические «сети». Даже сам Государь Иоанн III интересовался гаданием по звёздам, что говорит о серьёзной астрологической атаке на православие. Роль наследника трона - Иоанна Молодого в этой темной истории сводилась к роли пассивного участника в устранении отца. Возможно, сектанты действовали и через жену Иоанна Молодого, и через его «тверских» родственников, выдвигая самый «основательный» довод, что-либо они возводят Иоанна Молодого на трон, либо трон достанется Василию - сыну Иоанна III и Софьи Палеолог. Но или через жену, или через родственников матери, царевич дал понять, что против отца не пойдет. И сразу же (1490 г.) разболелся ломотою в ногах «камчюгом». В это время из Венеции в Москву прибыл врач Леон, который объявил встревоженному отцу: «Я вылечу сына твоего; а не вылечу, вели меня казнить смертною казнью». Но от этого лечения Иоанну стало хуже, и он умер 32-х лет. Старый князь велел схватить лекаря, и, как «минуло покойнику сорок дней, Леона казнили смертью».

Вполне можно предположить, что Иоанн Молодой «слишком» много знал о планах оккультистов. Знал, но не поднял руки на отца, и стал опасен, так как мог выдать заговорщиков. Параллельно с ликвидацией Иоанна Молодого, сектантам удалось «бросить тень» на Софью Палеолог, как на лицо заинтересованное в том, чтобы царевич Иоанн не выжил. Русская царица была брошена в тюрьму вместе с малолетним сыном Василием. Ересь, «спрятавшись» за бояр Патрикеевых, наносила удары агрессивно и молниеносно. Не сразу Государь понял, что Софья к смерти старшего сына непричастна. А когда разобрался, то не только повинился перед женой, но и принял самые строгие меры и к боярам и к еретикам. В 1504 году был созван духовный собор, на котором ересь была предана анафеме. Многих еретиков казнили, но десятки их успели бежать из пределов Московского княжества.

Заслуга Софьи в разгроме еретиков на Руси огромна. Только благодаря ей, Иосифу Волоцкому, Геннадию Новгородскому и Нилу Сорскому - светильникам монашества того времени, прославленным позднее в лике святых, удалось победить оккультизм в среде русского духовенства.

«Великую княгиню, - писал С. М. Соловьев, - оскорбляла зависимость ее мужа от степных варваров, зависимость, выражавшаяся платежом дани, и племянница византийского императора так уговаривала Иоанна прервать эту зависимость: «Отец мой, и я захотели лучше вотчины лишиться, чем дань давать; я отказала в руке богатым и сильным князьям и королям для веры, вышла за тебя, а ты теперь хочешь и моих детей сделать данниками, разве у тебя мало войска? Зачем слушаешь рабов своих и не хочешь стоять за честь свою и за веру святую?»

Действительно, Иоанн III предпочитал не воевать с татарами, а выдвигать на ханские троны в Казани и в Крыму «царьков», получающих от него щедрые дары. Но эта политика не устраивала ни Софью, ни «сарайского"хана Ахмеда, у которого, таким образом, отнимался дополнительный источник дани. «Сарайский» хан, как Мамай, спустя 100 лет решил обогатиться русским золотом. Он заключил союз с польско-литовским королем Казимиром IV. В ответ Иоанн III сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого напали на владения Казимира IV. Встретив упорное сопротивление русских войск, Ахмед-хан решил не повторять ошибку Мамая и увел орду обратно в Сарай, выручая столицу, подвергшуюся нападению сибирских татар. Таким образом, в 1480 году на реке Угре русская рать отстояла свободу и независимость Московского княжества.

После нанесения военного удара по Сараю и «финансового» по Турции, Иоанн III, окончательно утверждает свою власть. В 1503 г. многие князья западных русских областей - Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, Новгород-Северские, перешли от Литвы к Московскому князю. Союз Иоанна III с Менгли-Гиреем против Большой орды и польского короля Казимира продолжался до самой смерти Иоанна III.

Государь Иоанн III осуществил все меры, необходимые для централизации страны: формально независимым в годы его правления оставался только Псков. Царь и царица выполнили свои задачи, но и умерли (после разгрома ереси) как-то подозрительно быстро: сначала Софья, а затем и Иоанн III.

Василий III


Самодержавие при Василии III (1505−1533), сыне Ивана III, ещё более усилилось, так как он выбирал себе в доверенные лица людей не знатных, а потому привязанных к нему; с ними он и решал все государственные вопросы. В 1509 году Государь Василий III, осуществляя дело начатое отцом и матерью, окончательно решил судьбу Пскова. Псковичам был дан приказ: «вечу не быть, колокол снять, а суд будет вершить в городе царский наместник». Централизация Руси была закончена, но, у Василия III не было наследника. В отличие от Софьи Палеолог, которая пешком ходила из Москвы в Троицко-Сергиеву обитель и подолгу молилась о даровании ей сына. Княгиня Соломия «тщетно употребляла все средства, которые ей предписывались знахарями и знахарками того времени, - детей не было, исчезла и любовь мужа». В отчаянии Соломия обратилась к колдунье. Царь, узнав об этом, пришёл в неописуемый гнев.

В 1525 году Боярская дума одобрила решение Великого князя Василия III о разводе с женой. С разрешения митрополита Даниила, Государь обвенчался на княгине Елене Глинской. Красавица Глинская вела род от того самого Мамая, которого разбил Дмитрий Донской на реке Непрядве. Потомок хана Мамая принял на Волыни православие, проявил себя как храбрый воин, стал князем, породнился с великим князем Литовским. Но, позднее, когда в Литве утвердилось католичество, последний из Глинских князь Василий Львович в 1508 году вместе с дочерью и братом уехали в Москву.

Вот от этого-то брака в ночь на 25 августа 1530 года и родился наследник великокняжеского престола - будущий «грозный» царь Иоанн Васильевич. Рассказывали, что при появлении его на свет раздался удар грома, и молния ярким пламенем осветила царские хоромы.

Князь Василий III оставил после себя двух сыновей: Иоанна и Георгия, родившегося незадолго до смерти Государя. После смерти князя Василия III, аристократия решила, что пришло время её власти. Не успели ещё похоронить великого Государя, а царице Елене, как правительнице донесли уже о заговоре, составленном братом Василия III Андреем Старицким. Андрей Старицкий и разделяющие его взгляды бояре хотели лишить малолетнего Иоанна царской власти, а на трон возвести брата покойного князя Юрия Ивановича Дмитровского, который по древним правилам, установленным в Киеве, как младший брат имел право унаследовать княжение после старшего брата. Вновь Руси грозила смута и ослабление власти.

Опираясь на полковника Ивана Телепнева-Оболенского княгине Елене ещё пять лет - до 1538 года включительно, удавалось сохранять власть и пресекать попытки бояр захватить управление страной. Но в апреле 1538 году Елена неожиданно умирает (новейшие исследования подтвердили догадки современников: она была отравлена). Через семь дней после смерти Елены князь Иван Оболенский, спасший Москву от татарского погрома, был заключен в темницу, где и умер от голода. Так погиб последний защитник самодержавия Руси.

Шуйские


С 1538 года началось правление бояр, продолжавшееся почти 10 лет и характеризующееся всеми ужасами междоусобий. Во главе боярской думы встал князь Василий Васильевич Шуйский, человек способный, но исключительно жестокий. Началась борьба между князьями Шуйскими и Бецкими за власть, и в этой борьбе Шуйские (потомки князей Суздальских) победили. Князь Бецкий (потомок литовского князя Гедемина) был казнён. После смерти князя Василия Шуйского правил его брат Иван, такой же жестокий человек, а после смерти Ивана власть взял в свои руки Андрей Шуйский. Восьмилетний Иоанн ощутил в полной мере всю отвратительность боярской власти. Позднее царь Иоанн так писал об этом периоде своей жизни: «Нас с братом Георгием (родился глухонемым незадолго до смерти Василия III и прожил недолго) начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище; ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами так как следует поступать с детьми». Иоанн был постоянно окружён людьми, у которых жажда власти и богатства преобладала над доблестью и честью. Царевич Иоанн понимал это и в первую очередь стремился придать государственной власти религиозный характер для укрепления ее авторитета в различных слоях русского общества.

В свои ранние годы на престоле Всероссийском царевича Иоанна поддерживал только митрополит Макарий. Ребёнок имел блестящие дарования, природу восприимчивую, легко увлекающуюся. Он имел все задатки, чтобы стать великим государем. Научившись читать, юный Иоанн часами находился в библиотеке, изучая священную историю, историю Рима.

Затянувшийся конфликт царевича с князьями Шуйскими и их приверженцами, должен был каким-то образом разрешиться. Когда на глазах Иоанна избили боярина Воронцова, ему было 13 лет. В это время Андрей Шуйский подчёркивал всячески, что именно он является настоящим правителем Руси, а не подросток Иоанн. Положение царевича было исключительно двусмысленным: при народе ему оказывали почитание, а во дворце откровенно игнорировали его приказания. Но недаром гремел гром в день рождения Иоанна: «29 декабря 1543 года Иоанн, - пишет С.М. Соловьев, - велел схватить первосоветчика боярского, князя Андрея Шуйского, и отдать его псарям; псари убили его, волоча к тюрьмам…» Бояре были ошеломлены: от 13 летнего мальчика такого решительного поступка они не ожидали. Десятки приверженцев князей Шуйских были схвачены и высланы из Москвы. Летописец красноречиво отмечает это со словами: «и с того времени бояре стали иметь страх от государя».

Государь Иоанн Васильевич (Грозный)


16 января 1547 года 17 лет от роду царь Иоанн IV венчался на царство. С этого момента начинается возвышение Москвы. С этого периода с Московским царством будут считаться и Крымская Орда, и Католическое Польско-Литовское государство, и Священная Римская Империя (германской нации), и Ливонский Орден, Швеция, Дания, Османская империя. Отметим, что Россия против всех этих стран была одна, без друзей и союзников. Мало того с серьёзными политическими проблемами внутри страны: за десять лет боярского правления старая удельная политическая система по сути была восстановлена в прежнем объеме. Мало того она перешла в наступление. Для чего? Позднее царь Иоанн Грозный обвинил бояр в заговорах, утверждая, что они «по своей к Глинским недружбе «наустиша чернь».

Сильное потрясение перенёс юный Иоанн 29 июня 1547 года, когда всего через полгода после своего венчания на царство «толпы черни явились в селе Воробьеве у дворца царского с криком, чтобы государь выдал им бабку свою, княгиню Анну Глинскую, и сына ее, князя Михаила, которые будто спрятаны у него в покоях; Иоанн в ответ велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались по городам».

Отметим, что те кто «натравил» на царя чернь знали свое дело. Расчет был прост: если молодой царь отдаст Глинских на расправу - значит, испугался. На этом независимость Иоанна от бояр и закончилась бы. Второй вариант состоял в том, что Иоанн не примет ультиматум и тогда чернь растерзает и Глинских и царя. Для столь юного возраста Иоанн проявил и твердость и мудрость: когда «крикуны» были арестованы и казнены, толпа разбежалась, так как настоящие вожди заговора не решились объявить себя и открыто подняться на борьбу с Иоанном. В.О.Ключевский отмечал, что «ещё до опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, даже не отдавая отчета царю. Более того, царь, как лицо, сосредоточившее в себе полноту ответственности за происходящее в стране, представлялся таким боярам удобной ширмой, лишавшей их самих этой ответственности, но оставлявшей им все их мнимые «права»».

Царь принял вызов бояр. 27 февраля 1549 года царь Иоанн IV объявил боярам в присутствии митрополита, что до его царского возраста от бояр и их людей, детям боярским и христианам приходилось терпеть насилия и обиды великие при решении дел о землях и холопах. Царь сказал, что отныне в боярских вотчинах не боярский суд, а царский суд будет разбирать тяжбы бояр и детей боярских. Юный Иоанн сформировал из преданных ему людей новое правительство, которое стали называть Избранной радой. Руководителем рады стал любимец царя Алексей Адашев.

Царь Иоанн IV приступил к решению всё тех же трех задач, которые были основополагающими ещё в политике Государя Иоанна III. Но к этим трем добавилась новая: борьба с Римской курией за чистоту православия .

Большое влияние на решение на юного царя об укреплении царской власти оказал один из наиболее ярких патриотов того времени Иван Семёнович Пересветов, подавший царю две челобитные с изложением обширной программы преобразования России. Идеалом Пересветова была военная монархия, основу которой составляло военное сословие. Иван Семёнович Пересветов в своих трудах сравнивал мощь Османской империи и слабость Византийской империи времён императора Константина Палеолога. Основу турецкой империи составляло военное сословие, а основу империи Константина Палеолога - знатные вельможи. Худший грех вельмож царя Константина, по мнению И. С. Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске». Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать"… «государство без грозы, что конь без узды».

И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту. В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием. «Пищальников» набирали из городских ремесленников. При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии. В районе реки Оки была устроена главная оборонительная линия Руси. Переправы через реку защищались подводными частоколами. На возможных путях вторжения русские пограничники устраивали засеки, валили деревья, копали рвы, волчьи ямы, усеянные острыми кольями.

Начав усердно заниматься обороноспособностью страны, царь Иоанн не выпускал из виду и её внешние дела. Главное своё внимание царь Иоанн обратил на Казанское царство. Во время малолетства царя, татары безнаказанно опустошали пределы русского государства. 16 июня 1552 года 22 летний Иоанн со 150 тысячным войском, в котором были союзники из чувашей, мордвы и других народов, выступил в поход на Казань. Город был взят штурмом.

В Казани не осталось в живых ни одного взрослого татарина, так как Иоанн приказал пленных не брать. Дети, «казанские сироты», были розданы по русским семьям. Но надо отметить и то, что Иоанн IV 30 августа 1552 года, после разгрома русскими войсками боевых отрядов царевича Япанчи, предлагал защитникам Казани сдаться на милость победителя, в противном случае грозил всем смертной казнью.

В 1553 году царь Иоанн опасно заболел. По совету жены Анастасии Романовны царь написал завещание, в котором наследником назначил своего недавно родившегося сына Дмитрия. Решение царя было встречено боярами в штыки. Громкий спор бояр, их шумные речи и даже брань, были услышаны царём Иоанном из его опочивальни, горько сетовал он на это, но ещё более огорчился царь, когда услыхал, что и священник Сильвестр, имевший большое влияние на молодого царя и отец Алексея Адашева - Фёдор не присягают Дмитрию. Иоанн выздоровел и, как пишет приснопамятный митрополит Иоанн Снычев, в книге «Самодержавие духа», не помнил зла и всех простил, но тень сомнения осталась в душе Иоанна: с этого момента он отстранил от себя Сильвестра и Алексея Адашева.

Со скоропостижной смертью любимой жены подозрительность царя Иоанна к боярской измене резко возросла. В 1562 году на сторону литовцев перешел знатный боярин Хлызнев-Колычев. В 1564 году русские войска в Литве потерпели поражение, при этом был раскрыт заговор, готовящий сдачу города Старобуба. За три недели до казни Репнина Москву покинуло литовское посольство. Царь Иоанн подозревал, что перед отъездом литовское посольство получило секретную информацию о московских военных планах, которая и помогла литовцам одержать успех над русскими войсками. Военные планы знали только члены боярской думы, в том числе князь Репнин и Кашин. В конце января 1564 года по приказу Иоанна были казнены князь Репнин и князь Кашин. 3 апреля 1564 года князь Андрей Курбский вместе с двенадцатью детьми боярскими: Вешняковым, Кайсаровым, Неклюдовым, Таракановым и другими, бежали в Польшу. Весть о предательстве князя Андрея Курбского буквально поразило Иоанна.

В результате всего этого рано утром 3 декабря 1564 года Москва была встревожена странным зрелищем. После окончания обедни, царь Иоанн вышел из Успенского собора вместе со своей второй супругой Марией Темрюковной, княжной Черкасской и сел в сани. Огромный обоз с царским имуществом и казной последовали за ним в Александровскую слободу (теперь г. Александров, Владимирская область).

В грамоте посланной народу царь Иоанн объяснил свой отъезд изменой бояр. Вся Москва пришла в ужас и смятение. Решено было отправить к Иоанну посольство с тем, чтобы царь вернулся на царство. По возвращении Иоанна Грозного в Москву в феврале 1565 года репрессии были обрушены на наиболее видных сторонников идеи федерации больших и малых княжеств: князей Куракиных, Головиных и Шевыревых. Во главе создано царём опричнины встали родственники покойной царицы Анастасии - В. Юрьев, А. Басманов; а также брат второй жены Иоанна Грозного кабардинской княжны Марии Темрюковны князь М. Черкасский. Среди опричников, кроме того, царь выделял князя А. Вяземского, боярина Василия Грязного и дворянина Г. Скуратова-Бельского, по прозвищу Малюта.

Царь не считал репрессии основой своей политики. В исторической литературе тема опричнины составила одну из трудноразрешимых загадок. Историки давно обратили внимание на то, что репрессии во многих случаях имели политические цели. Прежде всего царь искоренял тех, кто по его мнению поддерживал сепаратистские устремления, способствовал консервации удельной раздробленности. И здесь на первом месте находился род князей Старицких и их многочисленных сторонников. Царь не забыл, как во время его болезни (1553) часть знати поддержала Владимира Старицкого в качестве наследника престола. Но Владимир Старицкий и его родственники были приговорены к смерти в первую очередь не как его потенциальные политические противники, а как преступники виновные в смерти жены Иоанна Грозного Анастасии Романовны.

Форсированная централизация страны, проводимая царем Иоанном Грозным, могла быть ответом на форсированную децентрализацию Руси, проводимую боярами в период с 1538 по 1548 гг.

Всего за время правления Иоанна Грозного, (фактически за сорок лет) было арестовано, сослано и казнено около 3−4 тысяч человек. Для сравнения в это же время в Париже в одну Варфоломеевскую ночь было уничтожено более 3 тысяч гугенотов. Но Варфоломеевская ночь имела продолжение, и в течении двух недель во Франции погибло около 30 тысяч протестантов! От французского короля Карла IX не «отставали» испанский король Филипп II и английский Генрих VIII.

В 1558 году царь Иоанн объявил войну Ливонскому ордену, продолжая дело начатое Александром Невским.

Царь Иоанн был близок к решению задачи освобождения от польско-литовского владычества братьев по православию украинцев и белорусов. Несомненно присоединение Малой и Белой Руси в VII веке действительно превратили бы Россию в Третий Рим. В Риме «первом» понимали это и в войну за «ливонское наследство» вмешались Польша и Швеция. Воспользовавшись этим в 1571 году с юга к русским границам прорвались татары. Брод через Оку татарам указал боярский сын Кудеяр Тищенков (истоки боярской измены надо искать в их «вотчинном патриотизме»). 24 мая 1571 года ордынцы подожгли предместье столицы. Поднявшийся ветер разнес пламя по всей Москве. Несмотря на пожар, русские воины оказали ожесточенное сопротивление: И татары, понеся значительные потери, отошли прочь, захватив с собой трофеи и полон.

В это время Иоанн Грозный находился на «Ливонском» фронте, где он лично возглавил 80-тысячную армию. Русская армия вступила в Эстонию и в ходе штурма овладела крепостью Пайду (Вейсенштейн), крупнейшим после Ревеля (Таллина) опорным пунктом шведов в Ливонии. Но в тылу царя находился Новгород, готовый поддержать Андрея Курбского в случае успеха польских войск.

События на «южном» и «ливонском» фронтах разворачивались почти одновременно. В 1572 году крымский хан вновь появился около Москвы, но был встречен русской ратью во главе с князем Михаилом Ивановичем Воротынским. Произошло несколько сражений, в ходе которых татары потерпели поражение и бежали в Крым, преследуемые русскими войсками. В плен попал фактический руководитель похода крымский полководец Дивей-мурза. Из 120 тысяч в Крым вернулось менее 20 тысяч.

Ни полякам, ни шведам не дано было сокрушить могущества Московского государства. Польский флот, о котором мечтал король польский Сигизмунд-Август, так и остался его мечтой. Король направил против царя Иоанна немецких и фламандских корсаров. Иоанн в свою очередь пригласил к себе на службу знаменитого датчанина Керстен Роде. Война с моря перешла на сушу: обе стороны готовились к генеральному сражению. Но вдруг 7 июля 1572 года Сигизмунд-Август простудился и скончался в этот же день. После его смерти выяснилось, что в Польше Московский царь среди народа и огромного слоя небогатого дворянства пользуется авторитетом. Полякам он представлялся суровым царём, но смелым воином, все помнили его победы под Смоленском, Полоцком и Вейсенштейном. В Польше с энтузиазмом встретили мысль об избрании на польский трон Иоанна Грозного.

Царь Иоанн IV в 1573 году принял польскую делегацию, прибывшую к нему с предложением принять Польшу под свою державную руку. В 1575 году прибыла в Москву вторая польская делегация звать Иоанна на польский престол. Царь не спешил с решением и здесь он проявил не властолюбие, а государственный разум. Узнав, что сын германского императора претендует на Польский престол, Иоанн предлагает снять свою кандидатуру с польского трона, но отдать ему Литву (вотчину матери Елены Глинской). Пока шли переговоры с Веной, турецкий султан потребовал от польского сейма снять кандидатуру Иоанна с польского трона в пользу венгерского боярина Стефана Батория. Своё требование султан подкрепил высылкой к границам Польши 100 тысячного войска. В Варшаве воцарилась паника. Так Османская империя решила польский вопрос.

Стефан Баторий, вступая на польский престол, поклялся завоевать Московское царство. Он начал войну против Руси в 1579 году. Война для Батория началась успешно под Полоцком и Великими Луками, где поляки буквально вырезали русское население. Но под Псковом военная звезда Стефана Батория закатилась. Здесь воевода Иван Петрович Шуйский отбил все штурмы поляков. За все время осады поляки убитыми и ранеными «потеряли» свыше 40 тысяч человек. На лицемерный призыв к миру Иоанн IV писал Баторию: «Называешь себя христианином, а хочешь ниспровергнуть христианство». И в войну вновь вмешались шведы, захватив Иван-город. Война приняла затяжной характер. В 1581 году Иоанн Грозный вынужден был отступить из Литвы. Этим и решил воспользоваться Римский папа, назойливо предлагая Иоанну соединение церквей.

Посланец Римского папы Григория XIII иезуит Антонио Поссевино прибыл в Москву 14 февраля 1582 года. Он предложил царю Иоанну дискуссию о соединении церквей Православной и Католической, делая упор на то, что Рим взаимодействует с Греческой церковью. «Греки для нас не Евангелие; мы верим Христу, а не грекам»», - дал достойный ответ царь. Иоанн обличал римских пап, которые заставляют носить себя на престоле, и ставят на своём сапоге знак святого креста. «Они забывают всякий стыд и предаются разврату», - говорил царь. Поссевино не мог вставить и слово в обличительную речь царя. А когда всё-таки попробовал сказать о папе, как о пастыре, царь Иоанн резко возразил в ответ: «Кто… велит носить себя на седалище, как бы на облаке, кто живет и учит не по учению Христову, тот папа волк, а не пастырь.

Таким образом, царь Иоанн отстоял Русь и в войне религиозной, в войне за чистоту православия, которая велась более скрытными методами, чем война внешняя. Чтобы противостоять Западу России нужно было окончательно укрепить свой тыл. Тылом для России была Сибирь. В 1582 году около 800 казаков под предводительством Ермака разгромили на реке Тобол 20 тысячное войско хана Кучума и завоевали для Грозного царя Сибирское царство.

Царь Иоанн до конца дней своих оставался на государственном посту. Он думал вернуть Литву и наказать Польшу. Однако с 1583 года царь стал чувствовать себя хуже и хуже. Поссевино, давая отчет о своей деятельности, в августе 1582 года высказал мнение, что царь Иоанн «безнадежно болен». Поссевино занимал в ордене иезуитов и при папском дворе высокое положение, и его слова нельзя считать случайными. Мы не знаем многих тайн того времени, но знаем, что иезуиты никогда не брезговали кинжалом и ядом. Мало того в 1571 году на Руси был выявлен и после допросов признался в колдовстве некий Бомелей, подвизавшийся при дворе Иоанна Грозного в роли придворного медика. А был он ко всему прочему астрологом и впутал в свои «сети» ряд бояр, в том числе и опричников. Следы его антихристианской деятельности вели в Новгород. Бомелей пытался подорвать веру у русских вельмож, но был подвергнут пыткам и «всенародно сожжен на Красной площади в Москве».

Иоанн Грозный добрался до самого дна заговора против Святой Руси и 18 марта 1584 года дал приказ о допросе и казни всех пойманных чародеев и астрологов, но не успел привести его в исполнение.

Царём Иоанном Грозным написаны две стихиры святому митрополиту Петру (на «Господи воззвах») с надписью «Творение царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси» и две стихиры на сретенье «Пречистой Владимирской». Символично, что в смутное время именно словами Грозного царя взывала церковь к Богородице, молясь о даровании мира и утверждении веры. Известно сколь трепетно относится Православная церковь к богослужебным текстам, сочинители их большей частью прославлены ею, как святые, свыше принявшие дар к словесному выражению духовных, возвышенных переживаний, сопровождающих человека по пути христианского подвижничества. Так вот, стихирами, писанными царём Иоанном Васильевичем, церковь пользовалась на своих богослужениях даже тогда, когда со смерти его минул не один десяток, и даже сотни лет.

Справка

Территория Российского государства уже в начале XVI века значительно превзошла размеры древнерусской державы. К концу правления Василия III она выросла почти в семь раз, до 3 миллионов км2.

В России XVI столетия насчитывалось свыше 200 городов. Москва была крупнейшим из них с населением свыше 100 тысяч жителей, что примерно соответствовало таким европейским городам, как Лондон, Венеция, Амстердам и Рим.
Александр Бадьянов , кандидат социологических наук, доцент

Включайся в дискуссию
Читайте также
Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм
Речевые игры на тему «Зима
Польско германская война 1939